Биологи выяснили, как нарушение циркадных ритмов вредит сердцу

Ученые выяснили, как именно нарушение циркадных ритмов приводит к заболеваниям сердца. Соответствующая статья была опубликована в журнале Circulation.

Циркадными ритмами называют циклические колебания интенсивности биологических процессов в организме, связанными со сменой дня и ночи. Иными словами, это биологические часы организма, и нарушение их работы может вызывать разные проблемы со здоровьем.

Ученые из американского Медицинского Колледжа Бейлора исследовали, как нарушение циркадного ритма приводит к заболеваниям сердца, что врачи замечали давно. Выяснилось, что ключевую роль в этом играет белок Rev-erbα/β, основной регулятор циркадного ритма.

«Мы изучили, как Rev-erbα/β влияет на метаболизм сердца, нокаутируя ген, который отвечает за его производство, в кардиомиоцитах мыши, – говорит Чжэн Сунь, один из авторов исследования. – Отсутствие этого гена привело к повреждениям сердца». Затем исследователи изучили метаболизм организма во время сна и бодрствования, и выяснили, что Rev-erbα/β в основном вырабатывается в часы сна.

Сердце по-разному реагирует на различные источники энергии в зависимости от времени суток. В фазе покоя, которая у человека приходится на ночь, а у мышей на день, сердце использует в качестве основного источника энергии жирные кислоты, а в фазе бодрствования сердце более резистентно к углеводам. «Мы обнаружили, что без Rev-erbα/β в сердце возникают метаболические дефекты, которые ограничивают использование жирных кислот во время отдыха и приводят к чрезмерному использованию сахаров в период активности», – говорят авторы.

В целом, заключают ученые, основной урон сердцу при нарушении циркадных ритмов наносит метаболический дефект, который не дает клеткам использовать жирные кислоты.