Нейросеть научилась анализировать гравволны от черных дыр в реальном времени

Ученые создали нейросеть для анализа гравитационных волн. Статья об этом была опубликована в журнале Physical Review Letters.

Гравитационные волны – это изменения гравитационного поля, которые распространяются подобно волнам. Они излучаются массами при движении с переменным ускорением, но после излучения отрываются от породившего тела и путешествуют независимо на большие расстояния. Гравитационные волны были предсказаны общей теорией относительности еще в начале XX века, но удалось их обнаружить лишь в 2015 году, поскольку, в отличие от электромагнитных волн, их воздействие очень слабое. Один из самых сильных типов источников гравитационных волн – пара черных дыр, вращающихся вокруг общего центра масс.

«Наш метод позволяет сделать точный вывод всего за несколько секунд, насколько велики черные дыры пары, которая породила наблюдаемые волны. Как быстро они вращаются, как далеко от Земли находятся и в каком направлении? Мы можем вычислить все это, и даже оценить точность вычислений», – поясняет Максимилиан Дакс, автор исследования из Института интеллектуальных систем имени Макса Планка (Германия).

Скорость – ключевое преимущество алгоритма, получившего название DIGNO. Ранее для интерпретации измерений требовалось множество симуляций и вычислений, чтобы отличить сигнал от шума и определить детали сигнала. Скорость настолько важна потому, что гравитационные волны могут свидетельствовать о старте интересных для астрономов событий, на которые нужно как можно быстрее направить оптический или радиотелескоп.

Наиболее эффективный современный тип детектора гравитационных волн – лазерный интерферометр. В нем с высокой точностью измеряются расстояние между двумя неподвижными объектами – поскольку они неподвижны, то, если измеряемое расстояние чуть изменилось, значит, колеблется сама метрика пространства. Данные об этих колебаниях необходимо отфильтровать от шума и проинтерпретировать.

Ранее ученые обнаружили гигантскую экзопланету в системе гигантских звезд, что считалось невозможным.