Пенсионный советник

«Передо мной пронеслись огненные шары»

15 лет со дня столкновения самолетов над Боденским озером

Reuters

15 лет назад над германским городом Иберлинген столкнулись два самолета, один из которых был полон школьников-отличников из Уфы. О причинах трагедии и ее последствиях вспоминает «Газета.Ru».

Вечером 1 июля 2002 года в небе над Южной Германией столкнулись два самолета — пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 немецкой логистической компании DHL.

Реклама

На борту Ту-154, летевшего рейсом BTC 2937, находились 69 человек — 17 взрослых, включая членов экипажа, и 52 ребенка, почти все — учащиеся уфимской школы для особо одаренных детей. За успехи в учебе их наградили путевками в Барселону. В самолете DHL находились только два пилота.

Фоторепортаж: 15 лет трагедии над Боденским озером

__is_photorep_included10756817: 1

Воздушным движением над местом крушения самолетов управляла частная швейцарская компания Skyguide. В ту ночь в диспетчерском центре дежурили лишь два авиадиспетчера, один из которых перед столкновением и вовсе ушел на обед. Кроме того, часть оборудования была отключена и оставшийся диспетчер слишком поздно заметил, что два самолета находятся в опасной близости друг от друга.

В попытке исправить ситуацию он дал команду экипажу рейса 2937 снижаться. До момента пересечения курсов самолетов оставались считаные секунды.

Пилоты незамедлительно пошли на снижение, но их сбила с толку команда автоматической системы предупреждения опасных сближений о необходимости набрать высоту. А самолет DHL тем временем получил от этой же системы команду снижаться. Авиадиспетчер же ошибочно сообщил экипажу Ту-154, что другой самолет находится справа от них.

Самолеты продолжали нестись навстречу друг другу. Когда пилоты заметили это, было уже поздно: все их попытки отклониться от курса ни к чему не привели, и самолет DHL вошел в Ту-154 почти под прямым углом, разломив самолет пополам на высоте более 10 км. Обломки самолета, развалившегося при падении на четыре части, упали в окрестностях города Иберлинген. Останки Boeing DHL упали в семи километрах от Ту-154.

Куски железа размером с грузовик долетели даже до жилых домов. Одним из первых очевидцев стал находившийся неподалеку фотограф.

«Я услышал нечто похожее на раскат грома, — рассказывал он. — И он не прекращался. Я поднял глаза и увидел, как прямо передо мной пронеслись четыре или пять огненных шаров».

Так как столкновение произошло над Германией, расследованием занимались местная прокуратура и Федеральное бюро по расследованию авиапроисшествий. На установление причины катастрофы ушло два года. Как установила комиссия, катастрофу повлекла за собой ошибка диспетчера компании Skyguide, противоречия в инструкциях Международной организации гражданской авиации и правилах работы системы предупреждения столкновений и неправильные действия экипажа Ту-154. Впоследствии вина за столкновение с летчиков была все же снята.

24 февраля 2004 года в швейцарском городке Клотен разыгралась драма.

На пороге собственного дома прямо на глазах жены и троих детей был зарезан Петер Нильсен, авиадиспетчер, дежуривший в ночь столкновения. Убийцей оказался осетинский архитектор Виталий Калоев, жена, сын и дочь которого погибли при столкновении.

Еще в 2003 году вместе с матерью другой погибшей в катастрофе девочки он приезжал в офис Skyguide, чтобы добиться встречи с Нильсеном. В 2004 году, разузнав адрес диспетчера, он пришел к нему домой с фотографиями своих жены и детей и потребовал извинений, но Нильсен ударил его по руке, выбив из нее фотографии. «Потемнело моментально в глазах. Я не понял, что я делаю. Мне показалось, что моих детей перевернули в гробах. Я не помню, я не знаю, что я делал», — рассказывал Калоев позже, во время суда.

Прокурор требовал приговорить Калоева к 12 годам каторжной тюрьмы. Адвокат предполагал, что срок может составить до 20 лет: «В Уголовном кодексе Швейцарии есть три вида убийств. Я ожидаю, что Калоеву предъявят обвинение в убийстве второго уровня. В этом случае ему будет грозить от 5 до 20 лет тюремного заключения», — говорил он.

26 октября Калоев был приговорен к восьми годам заключения. Однако уже спустя три года он был досрочно освобожден за примерное поведение. После освобождения он отправился в Северную Осетию, где был назначен заместителем министра архитектуры и строительной политики республики.

«Вернись я в прошлое, поступил бы точно так же. Мне не должно быть стыдно приходить на могилы своих детей. Сейчас моя совесть перед ними чиста», — рассказывал он журналистам.

На месте катастрофы сейчас установлен мемориал «Разорванная жемчужная нить», основой для которого послужило найденное на месте крушения жемчужное ожерелье дочери Калоева Дианы. О крушении были сняты документальный и художественный фильмы.

Почти все погибшие были похоронены на Южном кладбище Уфы. Их могилы расположены в соответствии с тем, как погибшие сидели в самолете. Что же до наказания виновных — из восьми сотрудников Skyguide, которым были предъявлены обвинения, трое получили условные сроки, один выплатил штраф, а еще четверо были оправданы.