Первыми фермерами были иранцы

Как и где на самом деле возникло фермерство

Одна из гипотез распространения фермерства связана с возникновением нескольких очагов земледелия. Отдел науки «Газеты.Ru» разбирался, верна ли эта теория и какой вклад в развитие сельского хозяйства внесли древние иранцы.

Ученые связывают период неолита с переходом от потребления диких культур и охоты к выращиванию культурных растений и одомашниванию животных. Этот перелом в истории человечества также называют неолитической революцией. Ближний Восток считается одним из самых первых центров, где произошел переход к земледелию и скотоводству. Около десяти тысяч лет назад здесь были одомашнены козы. Кроме того, местные земледельцы культивировали ячмень и пшеницу.

Исследование, опубликованное в журнале Science, показало, что несколько популяций охотников и собирателей начали заниматься фермерством на территории Плодородного полумесяца в эпоху раннего неолита, и они же, вероятно, распространили земледельческую культуру на Запад. Результаты работы европейских палеогенетиков помогут понять, были ли распространителями сельского хозяйства и технологий обработки земли одна или несколько групп древних людей.

Плодородным полумесяцем называется регион на Ближнем Востоке, который вместе с долиной Нила может считаться колыбелью современной цивилизации. Он простирается с южного Леванта через восточную Анатолию и захватывает северную Месопотамию.

В эпоху неолита здесь предположительно возникли земледелие и скотоводство.

Развитию сельского хозяйства способствовали высокое количество осадков в зимний период, полноводные реки и богатые почвы. Несмотря на довольно обширные исследования древних ДНК, происхождение фермерства в исследуемом регионе остается неизвестным.

Фарназ Брушаки вместе с коллегами расшифровали последовательность цепочек ДНК, полученных от четырех окаменевших скелетов времен раннего неолита. Останки были обнаружены в горном регионе Загросе на западе Ирана. Здесь же были найдены древнейшие свидетельства сельскохозяйственной деятельности. Генетический анализ показал, что местное население относится к неописанному ранее этносу — они значительно отличаются от древних неолитических анатолийцев, живших на территории современных Армении и Турции и которых нередко называют вероятными предками европейских фермеров.

Останки людей, обнаруженных в Загросе, однако, генетически ближе к современному населению Пакистана и Афганистана.

Ученые предположили, что люди, жившие в Загросе, отделились от населявших Анатолию народов более 40 тыс. лет назад, что послужило стимулом для развития и распространения земледелия. Это подтверждает теорию, что культура фермерства возникла благодаря нескольким цивилизациям, распространившим ее по Европе, Азии и Африке.

В ходе исследования ученые из Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга, университетского колледжа Лондона, Фрибурского университета в Швейцарии, Тринити-колледжа в Дублине при сотрудничестве со специалистами из палеолитического департамента национального музея в Тегеране рассматривали гомозиготность — наличие одной и той же формы гена в хромосомах современных людей и древних эгейских фермеров. Оказалось, что помимо генетической близости к народам Пакистана и Афганистана люди из Загроса имеют одинаковые гены с предками кавказских и скандинавских популяций.

Разрастание сельского хозяйства связывают с миграциями людей в период Ямной культуры, относящейся к эпохе позднего медного века и раннего бронзового века 3600–2300 лет до нашей эры.

Параллельно проходило распространение индоевропейских языков.

Однако последнее исследование показало, что неолитические иранцы не имеют отношения к кочевому степному населению, характерному для данной эпохи.

Ученые не собираются останавливаться в поиске причин и центра, где произошел переход от примитивного хозяйства к производству материальных благ. Помимо разрастания фермерства научное сообщество интересует и география одомашнивания животных. В частности, международная команда ученых обнаружила, что в эпоху неолита в различных регионах были выведены предки современных собак — гаплотипы европейских и азиатских пород собак значительно различаются между собой. Во время исследования, с которым можно ознакомиться в журнале Science, ученые сравнивали генетический материал, взятый у нескольких сотен пород собак, с генами волков.