Пенсионный советник

«Имея эти пинги, почему бы нам их не использовать?»

Инженеры подсказали, как уследить за всеми самолетами в мире со спутников

Павел Котляр 13.05.2014, 10:17
AFP/Getty Images

Британская телекоммуникационная компания знает, как уследить за всеми самолетами в мире при помощи спутников и не дать им пропасть, как малайзийскому лайнеру. Новое решение не будет стоить перевозчикам ни копейки.

Британский оператор спутниковой связи Inmarsat предложил мировым авиационным перевозчикам техническое решение, которое должно решить проблему, обнажившуюся после пропажи над океаном малайзийского Boing 777. Лайнер, выполнявший рейс в Пекин, бесследно исчез с военных и гражданских радаров, и до сих пор попытки его найти не привели к успеху.

Расследование происшествия привело специалистов к выводу о том, что в полете

кто-то преднамеренно отключил в воздухе так называемые транспондеры, которые позволяют фиксировать положение судна наземными гражданскими радарами.

Инцидент с рейсом MH370 показал, что при злом умысле

современный пассажирский лайнер можно угнать на тысячи миль в неизвестном направлении, и власти даже не будут знать, в какой части света его искать.

Накануне начавшейся в понедельник конференции Международной организации гражданской авиации (ICAO) спутниковый оператор Inmarsat предложил внедрить систему, которая позволит наземным службам почти в реальном времени отслеживать направление, скорость и высоту и, главное,

местоположение по GPS всех крупных самолетов в мире, выполняющих регулярные перевозки.

«Наше оборудование уже стоит на 90% всех широкофюзеляжных самолетов мира. Это немедленное решение для отрасли, которое ей ничего не будет стоить», — заявил вице-президент Inmarsat Крис Маклафлин.

Проблема спутникового слежения за самолетами встала еще в 2009 году после катастрофы лайнера авиакомпании Air France над Атлантическим океаном, но к техническому решению мировая авиаиндустрия так и не пришла. «Не было принято общего решения в обязательном порядке сообщать о направлении самолета и расстоянии. Корабли должны сообщать о своем местоположении раз в шесть часов. Самолету, же летящему со скоростью 500 узлов, надо передавать свои координаты раз в 15 минут. Это можно сделать уже завтра, но по данному вопросу не было всеобщего согласия», — говорил Маклафлин вскоре после пропажи малайзийского лайнера.

Inmarsat — британская телекоммуникационная компания, владеющая флотом из 11 геостационарных спутников. Данные, полученные именно с ее спутника, висящего над одной точкой Индийского океана, спустя несколько дней после пропажи Boing 777 привели к неожиданным выводам о судьбе лайнера.

Большинство современных самолетов оснащены системой ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System), которая автоматически через спутник передает на землю информацию о различных параметрах полета — режиме работы двигателей, высоте, скорости, совершаемых экипажем маневрах. Однако эти данные передаются редкими импульсами и несут больше технической информации о состоянии воздушного судна. Благодаря этой системе стало ясно, что после пропажи двигатели малайзийского лайнера работали еще пять часов и улететь он мог на тысячи километров.

Характер доплеровского искажения этих акустических импульсных сигналов (пингов) позволил в итоге определить две области в Северном и Южном полушариях, откуда последний раз пришел сигнал самолета.

«Имея эти пинги, почему бы нам их не использовать?» — пояснил Маклафлин.

В удаленном районе Индийского океана к западу от Австралии, где были пойманы слабые ультразвуковые сигналы «черных ящиков» лайнера, сегодня и сосредоточены поиски лайнера.

После таинственного исчезновения рейса MH370 ICAO всерьез озаботилась проблемой отслеживания самолетов в воздухе. На прошлой неделе Европейское агентство авиационной безопасности призвало увеличить длительность автономного питания современных «черных ящиков» с 30 до 90 дней. Это позволит продлить поиски ультразвуковых сигналов под водой с одного до трех месяцев. Кроме того, оно считает, что современные самописцы должны хранить в себе переговоры не двух последних часов, а последних 20 часов и лишь после этого вести перезапись.

Финансовые издержки до этого являлись главной причиной отказа авиакомпаний внедрять систему автоматического оповещения о местонахождении самолетов.

Теперь же Inmarsat обещает внедрить эту систему бесплатно, тратя ежегодно на это всего $3 млн.

По словам компании, уже установленное оборудование позволит оснастить системой автоматического слежения большинство используемых дальнемагистральных самолетов в мире. Кроме того, компания предложила дополнить систему функцией автоматического оповещения наземных служб, срабатывающей при определенных условиях, например при незапланированном отклонении самолета от курса. «В свете пропажи рейса MH370 это именно то, что необходимо сделать», — считает глава компании Руперт Пирс.