«Химеры» помогут геям

Ученые получили потомство от пары особей мужского пола у мышей

Использование стволовых клеток позволило получить «потомство» от пары мышей мужского пола, то есть поколение, представители которого содержат генетический материал двух отцов.

На нынешней неделе в журнале Biology of Reproduction опубликованы результаты работы американских ученых по созданию «потомства» однополой пары «родителей» — поколения мышей мужского и женского пола, содержащего в себе генетические признаки двух отцов. Это исследование важно в первую очередь как шаг на пути к сохранению исчезающих видов, улучшению пород домашнего скота, а также развитию вспомогательных репродуктивных технологий.<1>

Огромный интерес к данной работе наверняка проявится и со стороны однополых пар, которые хотели бы иметь собственных биологических детей.

Если взять генетический материал из двух сперматозоидов или двух яйцеклеток и провести его прямое слияние, жизнеспособного потомства не получится. Причиной этого является процесс геномного импринтинга, во время которого у млекопитающих происходит блокировка части генов в половых клетках. Поэтому, чтобы получить потомство от двух однополых особей, ученым необходимо было проявить изобретательность и разработать сложные технологии.

Эксперимент был успешно реализован группой ученых во главе с Ричардом Беринджером из Онкологического центра имени Андерсона (штат Техас).

Чтобы понять суть исследования, нужно вспомнить, что такое хромосома (нитевидная структура клеточного ядра, несущая генетическую информацию в виде генов), и что у женщин в клетках две половые Х-хромосомы, а у мужчин одна Х- и одна Y-хромосома.

Первый этап работы Беринджера и его коллег заключался в получении из клеток самца мыши (первого отца) индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (от латинского pluralis — множественный и potentia— сила, мощь, возможность), то есть клеток, способных превращаться в любую клетку человеческого тела под действием управляющих сигналов. В ходе различных манипуляций приблизительно один процент клеток спонтанно утратили Y-хромосому и приобрели, таким образом, генотип XO (где одна половая клетка из создающих новый организм не несла половой хромосомы вовсе). <3>Индуцированные стволовые клетки XO были введены в зародыш на стадии бластоцисты (эта стадия развития зародыша млекопитающего, в том числе человека, предшествует стадии зародышевого диска) от доноров женского пола. Затем зародыши были трансплантированы в суррогатных матерей, в результате на свет появились «химеры» — организмы, состоящие из генетически разнородных тканей. Химеры XO/XX, о которых идет речь, были женского пола и имели часть клеток, в которых была только одна X-хромосома, унаследованная от первого отца.

Затем каждая из этих химер спаривалась с нормальным самцом (второй отец).

Среди потомства этих родителей были особи как женского, так и мужского пола, которые обладали генетическими признаками двух отцов.

«Наше исследование использует клеточные технологии для создания мужского и женского потомства от двух особей мужского пола. <4>Это новая форма воспроизводства млекопитающих», — говорится в статье.