Трагедия лечения рака

Новые методы борьбы с раком

Известными человечеству методами можно сократить число заболеваний раком на 40%, считают эксперты, а японские ученые обнаружили метод, который может позволить сделать один из видов рака, миелолейкоз, излечимым.

4 февраля отмечается Всемирный день борьбы против рака. По данным Всемирной организации здравоохранения, эта болезнь ежегодно по всему миру уносит жизни порядка 8 млн человек. Эксперты полагают, что к 2013 году количество онкобольных будет составлять 15 млн человек, а ежегодная смертность от рака в 2030 году будет составлять 11,5 млн человек.

Несмотря на усилия ученых, пока человечество не имеет лекарства от рака. Существуют методы его профилактики и предотвращения, операции по удалению раковых опухолей, но нельзя сказать, что эти методы являются настолько эффективными, чтобы люди могли себя чувствовать в безопасности и не бояться онкологических заболеваний. Но нельзя и сказать, что изучение рака находится на начальной стадии.

В преддверии Всемирного дня борьбы против рака UICC опубликовал отчет, в котором показана возможность предотвращения большего количества заболеваний. Сделать это можно за счет применения вакцин, способных предотвратить разного рода заболевания, которые с большой вероятностью вызывают рак, например вирус папилломы человека и гепатит C. Вместе с тем общеизвестные, но зачастую трудновыполнимые для некоторых людей меры — отказ от курения, ограничение потребления алкоголя, здоровая пища и сокращение времени пребывания на солнце и в солярии — способны, согласно отчету UICC, сократить число заболевших раком в общей сложности на 40%.

«Если объявить, что кто-то открыл метод лечения 40% случаев заболевания раком, это вполне обоснованно вызовет всеобщее ликование, — заявил Reuters глава Международного союза борьбы против рака (UICC) Дэвид Хилл. – Но уже и тех фактов о раке, которые мы хорошо знаем, достаточно, чтобы предотвратить до 40% заболеваний раком.<2>

Трагедия в том, что не используем это».

В отчете подчеркнуто, что нужно особое внимание обратить на страны с низким и средним уровнем дохода населения, поскольку в них слишком сильно с каждым годом возрастает число заболевших раком. Правда, каким образом этим странам можно помочь в борьбе с раком, в отчете не уточняется. С обеспечением вакциной в достаточном количестве, скажем, африканских стран явно возникнут проблемы, да и от палящего солнца и некачественной еды там пока никуда не деться.

А вот курение и алкоголизм — это уже проблемы, близкие России.

Видимо, неспроста второе место по числу жителей, скончавшихся от рака в Европе, поделили именно России и Украина.

В этих странах на каждые 100 тысяч человек приходится почти 350 смертей от рака. «Лидирует» же Венгрия: там этот показатель, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляется чуть менее 460 смертельных случаев.

Тем временем ученые продолжают исследовать раковые клетки и искать способы борьбы с ними.

Так, добилась успеха группа японских ученых под руководством Атсуси Хирао из Института изучения рака (город Канадзава). Исследователи обнаружили, что сигнальные пути TGF-β-FOXO (сигнальными путями в биологии называются процессы, при помощи которых клетка превращает один тип сигнала или стимула в другой, а их название указывает на белковые составляющие процесса) способны снизить действие клеток, инициирующих миелолейкоз. При этой болезни в костном мозге, крови и других органах растет количество незрелых гранулоцитов (разновидность лейкоцитов). Заболевание чаще всего встречается у людей молодого и среднего возраста, причем у мужчин несколько чаще, чем у женщин. Большинство больных хроническим миелолейкозом имеют один и тот же хромосомный дефект, так называемую филадельфийскую хромосому. Это аномальная хромосома, образованная вследствие переноса части 9-й хромосомы на 22-ю, что влечет за собой образование аномального белка, играющего значительную роль в процессе превращения нормальной клетки в злокачественную. Считается, что одна из причин, по которой может возникнуть данная аномалия, это действие радиации и канцерогенных веществ.<4>

Японские ученые предлагают метод лечения миелолейкоза на основе своего открытия.

Данный метод частично был успешно опробован на мышах. Соответствующая статья опубликована в четверг в Nature.

Ученые из Стэнфордского университета обнаружили, что метастазы многих видов рака могут быть вызваны мутациями гена CHD7. Этот результат они получили, изучая связь между мутациями гена CHD7 и болезнью, которая называется синдром CHARGE (акроним, составленный из первых букв английских слов, характеризующих признаки заболевания: Coloboma — дефекты радужки или сосудистой оболочки глаза; Heart — врожденные дефекты сердца; Atresia choane — атрезия хоан (недоразвитость внутренней части носа; Retarded growth — задержка физического развития; Genital anomalies 0- аномалии половых органов; Ear anomalies — характерные аномалии ушных раковин). Соответствующая статья также опубликована в Nature.