Нестрашные кометы

Крупные кометы, способные уничтожить на Земле все живое, падают на нашу планету не более двух-трех раз в 500 млн лет. Но обольщаться не стоит, ведь в космическом пространстве есть еще астероиды, которые в состоянии резко изменить эволюцию Земли.

Большинство ученых сходится во мнении, что динозавры вымерли 65 млн лет назад после того, как Земля столкнулась с космическим телом. Но что это было за тело, астероид или комета? На этот вопрос до недавнего времени нельзя было ответить заведомо правильно. Но теперь сотрудники Вашингтонского университета провели большое исследование, в ходе которого пришли к выводу, что

крупные кометы слишком редко падали и будут падать на Землю.

Как известно, кометы в большинстве своем двигаются по сильно вытянутым эллиптическим орбитам, то есть у которых большой эксцентриситет. Афелий таких орбит, то есть самая удаленная от Солнца точка, находится очень далеко за орбитой Земли, за орбитой не так давно разжалованного из планет Плутона. Миллиарды комет, обитающие большей частью на задворках Солнечной системы, образуют так называемое облако Оорта, из которого к Земле и Солнцу иногда что-то прилетает. Ученым известно порядка 3200 периодичных комет, среди них самой известной, пожалуй, является комета Хейла-Боппа, которая была видна невооруженным глазом в 1996–1997 годах.

Облаку Оорта и посвящена работа американских астрономов, опубликованная в Science Express. Они смоделировали эволюцию этого скопления комет на протяжении 1,2 млрд лет.

«За последние 25 лет внутренняя часть облака Оорта казалась загадочной и неизведанной частью Солнечной системы, где могут найтись тела, которые способны столкнуться с Землей и уничтожить там все живое», — говорит один из авторов работы Натан Каиб. Он рассказал, что на основе наблюдений долгопериодических комет им и его коллегами была сделана оценка количества комет в облаке Оорта.

Согласно результатам моделирования, получилось, что за последние 500 млн лет Земля пережила не более двух-трех падений крупных комет на свою поверхность.

Причем этот результат является «верхней границей», то есть на деле вероятность падения на Землю настолько крупной кометы, чтобы она уничтожила на планете все живое, является еще меньше. К тому же Землю достаточно надежно защищают планеты-гиганты Юпитер и Сатурн, которые своей сильной гравитацией «стягивают» кометы к себе. Недавно обнаруженное пятно на поверхности Юпитера тому подтверждение, поскольку, скорее всего, оно является следом падения кометы на поверхность этой планеты.

Впрочем, ученым Вашингтонского университета удалось обнаружить, что защита планет-гигантов имеет некоторые изъяны и позволяет кометам проникать во внутреннюю область Солнечной системы.

Но и при таких условиях вероятность падения комет из облака Оорта получается не такой уж и высокой.

Впрочем, не стоит расслабляться и считать, что теперь для Земли нет никакой угрозы из космоса. Данное исследование затрагивало только большие холодные массивные кометы с окраин Солнечной системы, а ведь есть еще короткопериодические кометы, как, например, комета Галлея. Кроме того, нельзя не забывать о таком явлении, как Тунгусский метеорит, которое случилось в 1908 году и, вероятно, стало следствием падения на Землю ядра кометы.

Упади такой объект на крупный город, а не на малонаселенные просторы России, все живое, конечно бы, не умерло, но жертв и разрушений избежать не удалось бы.

Кроме того, согласно недавней работе, опубликованной в журнале Icarus, Земля подвергалась бомбардировке комет, которые способствовали тому, что океаны на Земле наполнились водой.

Но все же особенно стоит опасаться незваных гостей из космоса в виде астероидов.

По всей видимости, именно падение «космического камня» 65 млн лет назад и поспособствовало вымиранию динозавров. И нет никакой гарантии, что подобный инцидент не повторится. Не так давно астрономы всей Земли наблюдали за падением на нашу планету небольшого астероида, о чем подробно писала «Газета.Ru». И если бы тогда тот объект оказался больших размеров, проблем избежать не удалось бы.