Засуха раздвоила человечество

Человеческая раса 100 тысяч лет была разделена на две группы

После появления нашего вида изменение климата разделило человеческую расу на две половины. В течение 50–100 тысяч лет они существовали изолированно друг от друга и воссоединились лишь 40 тысяч лет назад. В самые тяжёлые годы общее число людей на планете уменьшалось до нескольких тысяч.

Новое генетическое исследование разнообразия человеческой популяции указывает: некогда в прошлом развитие гоминидов пошло двумя путями, прежде чем цивилизация вновь слилась воедино. Генетическое разветвление в древнем населении Африки вылилось в существование отдельных популяций, живших и развивавшихся изолированно друг от друга примерно 100 тысяч лет.

Разделение популяций на восточно- и южноафриканские произошло, вероятнее всего, из-за усугубления климатических условий, вызвавших засуху, голод и, как следствие, сокращение людского населения. Кроме того, засуха физически разделила две группы людей, сделав невозможным пересечь засушливые пространства, разделявшие относительно плодородные восток и юг.

Данные результаты были получены в ходе масштабного геногеографического проекта Genographics по исследованию митохондриальных ДНК (мтДНК) современного населения Африки. Информация мтДНК передается только по женской линии родословной, а потому хранит в себе записи обо всех, даже самых ранних изменениях в генотипах людей. Результаты анализа генетических данных опубликованы в The American Journal of Human Genetics.

Одним из самых ярких открытий последних лет стала необычайная изменчивость генотипа людей, относящихся к различным расам, народностям и просто живущих в географически разнесенных районах. Тем не менее современные африканцы, наиболее генетически разнообразные среди нас, относятся к одной и той же популяции людей.

Сравнением ДНК различных африканских этнических групп и занимались ученые. Оказалось, что разделение популяции на две части произошло еще в самом начале развития нашего вида — около 150 тысяч лет назад, когда ареал существования человека разумного все еще был ограничен просторами африканского континента. Возраст нашего вида ученые сейчас оценивают в 300 тысяч лет.

Директор проекта Спенсер Уэллс, комментируя полученные результаты в одном из интервью, сказал , что сложно определить временной промежуток, который понадобился разделенным географически популяциям на выработку различного генетического материала, однако в том, что этот промежуток был очень длинным, сомневаться не приходится.

На разделение людей указывают генетические линии большинства современных африканских популяций и генотипы всех остальных людей, населяющих все другие территории Земли в сравнении с генотипом африканских народов коисан, до сих пор занимающихся охотой и собирательством на юге Африки.

Большинство современных народностей несут в себе смесь гаплоидных групп, относящихся и к народам коисан, и ко всем остальным африканским группам.

Благодаря разделению в самом начале человеческой истории и долгому существованию по отдельности на юге и на востоке Африки в течение 50–100 тысяч лет эти народы шли различными эволюционными путями и выработали разные генотипы.

Современные палеоклиматические исследования показывают, что восточноафриканский климат принес в эти края несколько сильных и продолжительных засух в период с 135 по 90 тысяч лет назад. Эти факторы и могли послужить причиной развода первоначально единого африканского народа на две большие группы. Больше всего шансов выжить у них было в более или менее влажных районах Африки — на юге континента и на востоке, вблизи Красного моря.

При этом человеческая цивилизация понесла серьезные потери в численности населения.

Речь может идти о сокращении общего числа людей до нескольких тысяч человек. Данные проекта согласуется с одной из последних теорий, согласно которой человечество в начале своего пути стояло на грани вымирания. После бурного роста численности количество Homo sapiens на Земле могло упасть всего до двух тысяч человек. Распространение же людей по африканскому континенту и далее по планете произошло на много тысяч лет позже — в конце каменного века.

Вместе с тем на сегодняшний день о масштабах депопуляции судить сложно, признаёт Дорон Бехар из израильского Медицинского центра имени Рамбама, также работающий над проектом.

Зарождение человечества, согласно общепринятым взглядам, произошло на востоке Африки, а предки людей коисан отделились от основной популяции Homo sapiens сразу после того, как достигли южных широт континента. Впрочем, генетические исследования в рамках геногеографического проекта не могут опровергнуть и гипотезы о зарождении человека разумного на юге Африки.

Воссоединение народов произошло примерно 40 тысяч лет назад и совпадает по времени с появлением первых составных каменных орудий.

Возможно, именно они и помогли людям в борьбе с природой за новые территории. Не исключено также, что благоприятствовали воссоединению восточно- и южноафриканских братьев и погодные условия.

Судя по распределению генетических линий, перемешивание воссоединившихся народов происходило в обоих направлениях, однако в большей степени все же осуществлялась миграция из восточных территорий на благодатные южные земли Африки. И хотя делать такие далеко идущие заключения и выводить хорошо очерченные временные рамки на основе лишь генетических данных не в компетенции ученых, масса исторических и археологических данных об африканском населении все же указывает на справедливость их выводов.

Сара Тишкофф, эксперт по генетике африканских народов из Пенсильванского университета, в интервью для BBC отметила, что кроме прочего нельзя проводить и прямых параллелей между разделением генетических линий и разделением популяций. Возможно, народы коисан несли в своем генотипе гораздо больше генетических линий восточноафриканских народов, которые затем по каким-то другим причинам потеряли. Сценариев может быть много.