Агрессивно-сексуальный паразит

Разобран механим действия на организм возбудителей токсоплазмоза

Биохимикам удалось разобраться, как поражает организм человека один из самых распространённых паразитов, вызывающий токсоплазмоз. Он буквально парализует защитные силы клетки, причём строго дозированно. Toxoplasma gondii делает женщин мягче и уступчивее, а мужчин — агрессивнее и грубее. Правда, иногда он буквально убивает человека.

Ученые наконец смогли приблизиться к объяснению, почему столь широко распространенный среди людей внутриклеточный паразит Toxoplasma gondii абсолютно безопасен для большинства людей, но может приводить к серьезным инфекционным заболеваниям у беременных и у лиц с ослабленным иммунитетом.

По данным исследователей, показатель инфицированности токсоплазмозом, вызываемым паразитом недугом, в разных странах доходит до 68% населения, что говорит об удивительной приспособляемости Toxoplasma gondii ко всему генетическому разнообразию потенциальных хозяев.

Как отмечают ученые, паразит вводит в ядро клетки, которую он хочет атаковать, белок, фактически парализующий ее защитные силы.

Подобная стратегия очень действенна. «Ядро — во всех смыслах центр клетки, так что, если вы хотите повредить клетку, в первую очередь займитесь ее ядром», — заметила один из авторов исследовательского проекта, результаты которого опубликованы в журнале Nature, Сьюзан Коулер.

Кроме того, ученые выдвинули гипотезу, что между разными типами токсоплазм могут существовать небольшие различия белков. Таким образом, определенный тип простейшего паразита адаптирован к инфицированию определенных клеток организма хозяина, при этом с наименьшим повреждением для обеих сторон. Дело в том, что если токсоплазма вторгается в наш организм с помощью слишком мощного белка, то человеческие клетки разрушаются. Если же паразит пытается обработать наши клетки с помощью слишком слабого белка, то иммунная система успевает активизироваться и погибает паразит. И в том и в другом случае и человек, и паразит чувствуют себя некомфортно.

Если токсоплазма в небольшом количестве попадает в здорового человека, она покрывается оболочкой и для человека не опасна. Наибольшую опасность Toxoplasma gondii представляет для беременных, так как в 40% случаев это означает трансплацентарную передачу инфекции плоду. А при подобном врожденном токсоплазмозе увеличивается вероятность поражения токсоплазмой центральной нервной системы, глаз и других внутренних органов, что может даже привести к внутриутробной гибели плода.

При этом приобретенный токсоплазмоз протекает в латентной (скрытой) форме, а острая форма недуга напоминает по симптоматике тиф или энцефалит. Наиболее частой является хроническая форма заболевания с длительным повышением температуры до 37,2–37,8° C, головными болями, увеличением некоторых органов (печени, селезёнки) и лимфоузлов, мышечными и суставными болями. Хроническая форма и носительство нередко переходят в острую форму на фоне стресса, беременности, снижения иммунитета. У лиц с иммунодефицитом, включая СПИД, заболевание протекает крайне тяжело, часто со смертельным исходом.

Однако, согласно предыдущим исследованиям, токсоплазма наносит вред не только физическому, но и ментальному здоровью человека.

Например, при инцистировании в головном мозге токсоплазма вызывает иммунный ответ хозяйского организма, в результате которого увеличивается уровень дофамина — нейромодулятора, влияющего на активность отдела головного мозга, отвечающего за эмоциональный настрой. У человека искусственно вызванный избыток дофамина приводит к психозам, проявления которых практически не отличаются от симптомов шизофрении, или же обостряет латентную или уже начавшуюся шизофрению. При этом, утверждают авторы работы, зараженные женщины становятся более интеллигентными, уравновешенными, сознательными, теплыми и отзывчивыми, а вот мужчины становятся менее интеллигентными и более грубыми.

Так что, если ученые смогут доказать прямую зависимость между токсоплазмозом и изменениями в поведении людей, нам придется смириться с тем, что некоторые аспекты нашего поведения могут быть продиктованы наличием в наших клетках простейших паразитов.