Двенадцать месяцев по-древнеперуански

Ольга Португалова 06.06.2006, 11:09

В храме Лисы, недавно обнаруженном в Перу, археологи нашли уникальный древнейший календарь, образованный грандиозными фигурами. Самая интригующая находка — гигантский антропоморфный диск, с укором глядящий на восход солнца.

Археологи обнаружили доисторический календарь, образованный поставленными в круг огромными скульптурами, в храме Лисы в Буэна-Виста (Перу). Доклад о находке по результатам предварительного анализа и исследований недавно прозвучал на ежегодном заседании Общества американских археологов в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико). Храм-календарь датируется 2200 годом до н. э., что делает его самым древним из подобных сооружений во всей Америке: возраст аналогичных построек, принадлежащих цивилизации майя, оценивается примерно в 2000 лет, то есть вдвое моложе.

Имелись свои древние календари и в Европе. «Древние разметки солнцестояния известны в Ирландии, и они не менее древние, чем перуанская находка, — отмечает профессор Роберт Бенфер, антрополог Университета Миссури-Колумбия, руководивший проектом. — Однако, к сожалению, там отсутствуют какие-либо инструменты многократного использования». Перуанские фигуры представляют собой как раз такие приспособления.

Четыре тысячи лет назад календарь в храме Лисы, по-видимому, оказывал грандиозное воздействие на зрителей. Его высокие скульптуры, вылепленные из грязи, смешанной с травой, и покрытые слоем глины, изначально были раскрашены в яркие желтые и красные цвета. По словам Бенфера, самый знаменитый подобный объект на свете — это статуи египетского фараона Аменхотепа, установленные в 1500 году до н. э. для наблюдений солнцестояния перед разливами Нила.

Как предполагают археологи, перуанский храм и его скульптуры, по-видимому, связаны с астрономическими наблюдениями и напоминают аллеи менгиров — простейших мегалитических сооружений в виде вкопанных в землю отдельных камней, которые нередко образуют кольцо. С помощью храма-календаря древние жрецы, вероятно, помогали планировать и вести работы местным крестьянам. Пойменное земледелие распространено в окрестностях и по сей день.

Если провести условные линии, обозначающие главные небесные события вроде восхода солнца и его положения во время равноденствий и солнцестояний, они соединят точки при входе в храм, скульптуры, вершины горных хребтов и соседние помещения.

Линия от одной из камер направлена таким образом, что попадает на движение солнца 21 декабря, когда его восход служит одновременно знаком повышения уровня воды. 21 марта, когда воды уходят, мысленная черта, проведенная через те же самые пункты, указывает на созвездие Лисы над Андами (Andean Constellation of the Fox).

Руководитель полевых исследований Нейл Дункан, трудившийся в сотрудничестве с перуанским археологом Бернардино Ойеда (Ojeda), сообщил, что в раскрытых поблизости камерах присутствуют следы подношений, прежде всего растительных, в том числе коробочек хлопчатника, фруктов вроде гуавы, бобов, тыквенных семечек. Залитая водой яма в центре храма-календаря содержала остатки мидий, крабов и косточки рыб размером с анчоуса.

По мнению Дункана, учитывая контекст находок, можно говорить о дарах богам, которые приносили, чтобы заручиться их благосклонностью перед тем или иным важным делом, как было принято во всем мире.

В то же время не было зафиксировано никаких следов человеческих жертвоприношений, зато исследователи наткнулись на мумию женщины в положении эмбриона, закутанную в хлопковые ткани. Традиция захоронений в почитаемых местах очень характерна для Анд.

Больше всего из найденных артефактов археологов поразило персонифицированное изображение — большая глиняная голова, которая, нахмурившись, смотрит в сторону заката 21 июня — дня, когда обычно начинался сбор урожая. Возможно, древние художники проявили здесь чувство юмора и в шутку сделали выражение лица фигуры таким мрачным, намекая на объем предстоящих работ. Сотрудник Национального университета в Лиме — Хьюго Лудена (Ludena), однако, предполагает, что лицо символизирует богиню Пача (Pacha). Морщинистое лицо матери-земли — мамы Пача, как ее называют, — становится грустным, когда восходит солнце.

Летом археологи планируют продолжить раскопки.