Венера атакует

Во вторник земляне могут наблюдать одно из уникальных событий в Солнечной системе — Венера частично закрывает солнечный диск. Астрономы ждали этого события больше ста лет. Правда, рассмотреть как следует соседку Земли можно, только подготовившись.

Во вторник около девяти утра по московскому времени профессиональные
астрономы и любители по всему миру начали наблюдать событие, которое последний раз произошло в 1882 году — планета Венера проходит по диску Солнца. Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, — как говорят астрономы, это
«нижняя» планета. Поэтому время от времени она, равно как и вторая нижняя
планета — Меркурий, проецируется на диск нашей звезды.

Если бы орбиты всех планет лежали точно в одной плоскости, разглядеть Венеру на фоне Солнца можно было бы 1 раз в полтора года.

В реальности же орбиты планет немножко наклонены одна по отношению к другой, поэтому Венера проскакивает то чуть «ниже», то чуть «выше» солнечного диска.

Удачные для наблюдений прохождения по диску Солнца взаимные конфигурации
Земли и Венеры повторяются четыре раза каждые 243 года. При этом происходят они парами — очередное событие состоится через восемь лет, а вот следующей пары придётся ждать ещё 105 лет, до 2117 года.

Однако усиленный интерес — как публики, так и профессионалов — к нынешнему
прохождению обусловлен не только редкостью явления, но и ожидаемой научной
ценностью наблюдений. Во время одного из пяти осуществленных за всю историю прохождений — в 1761 году — наблюдения за Венерой с очень простыми инструментами позволили Ломоносову предположить существование венерианской атмосферы. И даже сделать вывод, что она должна быть очень плотной — предположение, которое было подтверждено прямыми наблюдениями лишь в XX веке.

Многие учёные надеются отработать на Венере разнообразные методики, которые впоследствии могут быть использованы для обнаружения планет — и, возможно, жизни — за пределами Солнечной системы. Например, астрономы из Аризоны, где Солнце за всё время прохождения Венеры по его диску так и не покажется над горизонтом, решили изучать спектральный состав излучения, отражённого от поверхности Луны. Они надеются, что в изменениях спектра им удастся обнаружить какие-то общие закономерности, по которым можно будет восстановить размеры, массу и, возможно, даже химический состав Венеры. Выводы такой методики легко проверить — Венера была детально исследована советскими и американскими аппаратами. И в случае удачи с Венерой можно будет применить метод на далеких планетах, куда аппараты не летают.

Редкое астрономическое событие можно будет наблюдать по всей территории
России, но лучшие условия ожидаются в Западной Сибири и в европейской
части страны.

Венера коснулась края солнечного диска приблизительно в 9.15 утра по Москве (с разницей в две-три минуты, в зависимости от положения наблюдателя на Земле). Плотная венерианская атмосфера сильно преломляет солнечные лучи, и планета выглядит «каплеобразно». Именно размышления об этой форме и привели Ломоносова к открытию. Через 20 минут Венера уже целиком вползает на диск Солнца. Перемещаться по его южному краю она будет в течение шести с небольшим часов — приблизительно до 15.20 по Москве. Покидая диск, планета трансформируется в глазах наблюдателя в ту же каплеобразную конфигурацию, что и в начале события. Впрочем, в восточных районах России Солнце к этому времени уже скроется под горизонтом.

Важно помнить, что смотреть на Солнце через подзорные трубы или бинокли ни
в коем случае нельзя — яркий солнечный свет способен мгновенно спалить
сетчатку глаза.

Не стоит использовать и закопчённые стёклышки — невооружённым глазом через него ничего, кроме солнца, не увидишь. Зато глаза испортить можно. А если установить такой самодельный фильтр у окуляра телескопа, то он может лопнуть. Разумнее и безопаснее всего будет спроецировать изображение Солнца (и Венеры) на экран из белой бумаги. Однако в домашних условиях сделать такой прибор очень сложно. Если же по той или иной причине, понаблюдать явление во вторник не получится, придётся подождать ещё восемь лет — следующее прохождение состоится 7 июня 2012 года.