Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Если не работает электронная запись, жалуйтесь в Минздрав»

Электронные медицинские карты в полной мере смогут использовать только те, кто только что родился

О работе Минздрава РФ по информатизации здравоохранения, о новых электронных сервисах для пациентов и врачей рассказал директор департамента информационных технологий и связи Роман Ивакин.

Информатизация здравоохранения — часть программы по модернизации здравоохранения. По словам министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, стоит задача «формирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».

Скворцова отметила, что «к 2018 году 95% граждан будут иметь электронную медицинскую карту и 100% учреждений будут подключены к единому пространству телемедицины».

Директор департамента информационных технологий и связи Минздрава Роман Ивакин на брифинге рассказал, что министерство провело конкурсы на основе аукционов по трем направлениям. Первое — создание площадки Федерального центра обработки данных, включая получение защищенного канала связи, обеспечивающего защиту медицинской информации, для всех регионов. Второе — развитие прикладных сервисов, в которые входят электронная медицинская карта, кабинет пациента и рабочее место врача. Третье — автоматизация скорой медицинской помощи. Эти аукционы выиграли компании МТС, «Компьюлинк» и «Ростелеком». Средства, выделенные на информатизацию, составляют 5% средств на модернизацию, итого около 24 млрд руб., из них 20 млрд руб. предназначены для развития региональных информационных систем, 4 млрд руб. — для развития информационных систем на федеральном уровне.

Один элемент информационной системы уже заработал, отметил Ивакин, это единая электронная запись к врачу. Ее можно осуществить через единый портал госуслуг, через региональные порталы госуслуг, через call-центры или через инфоматы.

По словам Ивакина, через региональные порталы Москвы с того момента, как система заработала (1 декабря), уже записалось около 20 млн человек. По стране — более 12 млн человек.

Проблема (хотя директор департамента и считает эти случаи единичными) в том, что система электронной записи может плохо работать. В этом случае, сказал Ивакин, «вы можете жаловаться в Роспотребнадзор или прямо нам, в Минздрав».

О необходимости электронной медицинской карты уже давно говорят и врачи, и производители лекарств, которым надо на протяжении долгого времени отслеживать судьбу пациентов, принимающих то или иное лекарство (в рамках исследований клинической практики).

Это единый сайт, где содержится вся информация о здоровье пациента, о визитах к врачам, их заключения, диагнозы, назначения лекарств, прохождение медицинских процедур, а также информация о группе крови, аллергии на лекарства и т.д. В идеале — с самого рождения.

Электронная медицинская карта облегчит работу врачей, к которым приходит пациент, у которого, например, бумажную карту потеряли в поликлинике. Или пациент, живущий в другом регионе, у которого случилось обострение хронической болезни в командировке. Или больной в бессознательном состоянии, которому надо срочно оказывать медицинскую помощь, а врачи не знают ни его группу крови, ни аллергические реакции на лекарства.

На практике переход на электронную медицинскую карту связан с большими трудностями, особенно в масштабах такой большой страны, как Россия. Ивакин упомянул следующую проблему — электронная карта должна быть унифицирована. Все записи в ней, которые делает врач, должны быть сделаны по единому шаблону, вплоть до типа написания даты. Иначе система этого не поймет. И сейчас в некоторых регионах есть электронные медицинские карты, сказал Ивакин. Например, в Перми, в Омске, в Белгороде, в отдельных медицинских учреждениях Москвы. Но все они заполняются по-разному, поэтому их нельзя свести в единую систему. Для этого разрабатывается унифицированная форма.

Другая сложность состоит в охвате всего населения. Как отметил директор департамента Минздрава, у нас далеко не каждый человек посещает поликлинику или больницу каждый год. В среднем за 4—5 лет каждый человек хоть раз попадет в медицинское учреждение. А значит, существует проблема с набором данных. «Сами карты мы можем завести хоть сейчас, используя базу ОМС, — сказал он, — но они будут пустые. Чтобы в них появились диагнозы и медицинские назначения, для этого потребуется время».

Проще всего будет заводить электронные медицинские карты на тех пациентов, которые проходят диспансеризацию и по плану посещают сразу многих врачей. И на новорожденных, которые сразу могут войти в электронную базу. А как быть со старыми бумажными картами, заполненными неразборчивым почерком врачей, разбухшими от информации и от вклеенных анализов? Их никто не будет сканировать и оцифровывать: по словам Ивакина, «поднимать архивы мы не будем, это слишком сложно». Так что в полной мере использовать преимущества электронной медицинской карты смогут только те, кто только что родился.

Есть еще электронный сервис под названием «Личный кабинет пациента». И это не то же самое, что электронная медицинская карта:

карта предназначена для врача, а личный кабинет — для пациента. А ему положено знать не всю медицинскую информацию о себе, а только ту ее часть, которая будет определена врачебными экспертами.

Врач, к которому записан пациент, получает доступ к его электронной карте. Пациент имеет доступ в свой личный кабинет с ограниченной информацией. Но и в том, и в другом случае важно обеспечить сохранение врачебной тайны, так что эти сервисы будут использовать шифрованные каналы связи. Когда же эти сервисы станут доступны? «У нас есть «дорожная карта» по внедрению электронных медицинских карт, — сказал Ивакин. — Мы уже к концу года создадим стандартизированный набор полей, который можно будет использовать для обмена данными. Но количество этих карт будет пока невелико. Для полного охвата населения потребуется время. «Личный кабинет пациента» также планируем запустить в этом году». Упомянутое «Рабочее место врача» обеспечит врачу доступ ко всем информационным ресурсам, связанным с его врачебной специальностью.

В чем будет выражаться автоматизация «скорой помощи»? Отвечая на вопрос «Газеты.Ru», Роман Ивакин пояснил, что в то время, как машины «скорой помощи» и сейчас оборудованы передатчиками ГЛОНАСС, программного обеспечения не хватает на подстанциях.

Цель информационных систем в том, чтобы отслеживать все машины, выбирая оптимальный путь проезда «скорой», обеспечить постоянную связь между машиной и подстанцией с возможностью передачи данных о состоянии пациента.

«А входит ли в программу информатизации здравоохранения развитие телемедицины?» — спросил корреспондент «Газеты.Ru». «В том, что касается телемедицины, — сказал Роман Ивакин, — основной упор пока делается на то, что регионы приобретают оборудование для проведения видеомостов и консилиумов. Сегодня количество этого оборудования в регионах увеличилось более чем в четыре раза. Следующий шаг будет сделан уже в рамках программы развития здравоохранения субъектов федерации в 2013—2020 годах. В этих программах есть раздел, посвященный информатизации здравоохранения, и в нем два основных блока — развитие регионального сегмента единой информационной системы и телемедицина».

Загрузка