Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Инновация вечного возвращения

Визуальная попса, Нижний Новгород, «Смерть Тарелкина», поп-ап-музей: проекты-победители премии «Инновация»

Госпремия в области современного искусства «Инновация» вручила призы. Награду во внеконкурсной номинации «За творческий вклад в развитие современного искусства» получил классик московского концептуализма Андрей Монастырский. Премия «За поддержку современного искусства» досталась директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. «Газета.Ru» рассказывает о пяти лауреатах конкурсной программы премии.

Приз «Произведение визуального искусства». «Припев» Ирины Кориной (800 000 руб.)

Тотальная инсталляция «Припев» Ирины Кориной, побывавшая также в шорт-листе премии Кандинского, представляет собой хаотичное нагромождение из символов власти, ремонтного мусора и блестящей оберточной бумаги. В этом пестром месиве то там, то тут торчат рождественская елка, яхта, двуглавый орел и Эйфелева башня из плюша. Ведет к ним узкий лабиринт из полиэтилена и блесток.

Сценограф по образованию, Корина, таким образом, работает с разрывом, который существует между реальностью и картинкой из телевизора — идиотически радостной и постоянно повторяющейся, как припев приторной попсовой песни.

В 2008 году она уже получила главный приз «Инновации» в молодежной номинации «Новая генерация». Примерно с тех пор Корина и громоздит нарядно-абсурдные миры, напоминающие разоренный вагончик уличного цирка или давно заброшенный парк аттракционов. Собственно микс из попсовых образов на грани китча, фольклорных мотивов в сочетании с тематикой на злобу дня и откровенный хлам в качестве строительного материала — это и есть типичная Корина.

Номинация «Новая генерация». «Смерть Тарелкина» Евгении Долининой, Веры Коняшовой, Романа Кутнова, Александра Лещева, Глеба Нечаева, Марины Рагозиной и Марии Сокол (200 000 руб.)

Коллектив авторов из открытой школы «Манеж/МедиаАртЛаб», победивший в молодежной номинации, работает с медиамифами. Их проект «Смерть Тарелкина», основанный на классической пьесе Сухово-Кобылина, аттестуют то как мультимедийный перформанс, то как немного вуайеристский спектакль, соединивший современный танец с медиаартом.

Его смысловым ядром стала прогремевшая на весь мир история Эдварда Сноудена, в июне 2013-го переполошившего весь мир заявлениями о готовящейся кибервойне и слежке, которую ведут в интернете спецслужбы США.

В итоге получился псевдодокументальный спектакль с четырьмя экранами и отсутствующими границами между художником и зрителем — то есть наблюдателем и объектом наблюдения.

Номинация «Теория, критика, искусствознание». «Острова Юрия Соболева» Анны Романовой и Галины Метеличенко и «Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда» Игоря Чубарова (500 000 руб.)

Приз в номинации «Теория, критика, искусствознание» разделили Анна Романова и Галина Метеличенко за издание «Острова Юрия Соболева», вышедшее как дополнение к ретроспективе Соболева в Московском музее современного искусства, и Игорь Чубаров за исследование «Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда». Первое посвящено одному из малоизученных и подзабытых классиков неофициального искусства — главному художнику издательства «Знание», создателю собственной школы современного искусства в Царском Селе, графическому дизайнеру, который первый ввел в советскую полиграфию модульную сетку. Второе — монография, рассказывающая о левом авангарде как социальной практике.

Номинация «Региональный проект современного искусства». «Ниже Нижнего: Новейшие опыты околоволжского краеведения» Евгения Стрелкова и Андрея Суздалева (400 000 руб.)

Передвижная выставка Евгения Стрелкова и Андрея Суздалева «Ниже Нижнего» — квазикраеведческий музей, роль экспонатов в котором играют мифы, наросшие на культуре Поволжья за полтора века.

Реальные факты соседствуют с меховой рыбой и глазастым картофелем, которые преподносятся как особенно ценные находки.

Народные причуды, таким образом, максимально абсурдизируются, а кураторы размышляют о допустимых границах вымысла в современном музее. Среди художников, представленных на выставке, встречаются арт-группа «Куда бегут собаки», которая боролась за главный приз в номинации «Произведение визуального искусства», группа «Город Устинов», Ильгизар Хасанов и др. Этот же проект, кстати, уже побеждал в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Владимира Потанина.

Номинация «Кураторский проект». Выставка «Сигнал» Петра Белого и Александра Теребенина (500 000 руб.)

В этом разряде победили две петербургские выставки, объединенные названием «Сигнал». Первую часть проекта курировал Александр Теребенин, который пригласил художников поработать с пространством заброшенного конструкторского бюро. Второй занимался Петр Белый, сочинивший своего рода энциклопедию современного питерского искусства. В итоге из site-specific-проекта вырос самоорганизовавшийся музей, который то распадался, то собирался вновь.

Что думаешь?
Загрузка