Одной из главных составляющих комфортной среды в городах является синхронизация развития общественного и автомобильного транспорта, считает вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок Татьяна Караваева. Эксперт ссылается и на общественное мнение: по результатам опроса, проведенного в 2018 году ЦСР, городские жители также назвали второй по значимости именно транспортную проблему. Решение этого вопроса усложняется особенностями некоторых регионов, где население уже давно заточено под использование автомобильного транспорта.
Пожалуй, третьей по счету российской бедой можно считать износ подвижного состава городского транспорта, который порой сильно портит нервы нашим горожанам. Исключением можно считать крупные и богатые мегаполисы. Зато на Дальнем Востоке, например, парк общественного транспорта изношен на 50–70 процентов, трамваи и троллейбусы – на все 70 процентов. Поэтому объем неучтенных, а попросту нелегальных перевозок в некоторых городах составляет почти три четверти от всего рынка городских перевозок. Для решения застарелой проблемы нужны деньги, инвестиции в тяжело запущенную отрасль. Тут не обойтись без приоритета транспортной проблемы в федеральной и региональной политике. Ровно так как это случилось с дорожной инфраструктурой, когда значительное внимание и большие деньги пошли в строительство и ремонт автомобильных дорог.
Другой способ модернизировать общественный транспорт – более активное использование механизмов часто-государственного партнерства, в том числе концессионных соглашений в транспортной сфере. Следует сказать, что нужные решения уже принимаются. Так, согласно недавно подготовленному правительством законопроекту, заключение концессионного соглашения автоматически дает инвестору право на выполнение регулярных перевозок пассажиров. При этом инвесторам не нужно проходить конкурсный отбор. А регион будет дополнительным финансовым гарантом при заключении таких долгосрочных соглашений. Документ открывает дорогу частным инвестициям в обновление транспортной инфраструктуры, особенно если речь идет о «чистом» электрическом виде транспорта. Ведь пока у нас 46 процентов этого парка городских машин старше 20 лет.
Надо полагать, что предложение правительства будет интересно всем территориям, тем более таким «сложным», как Дальний Восток, где вопрос транспортной доступности является одним из важнейших.
Кстати, в ходе недавней поездки в Хабаровский край премьер-министр Михаил Мишустин принял принципиальное решение: в очередной раз продлил (на год) порядок ввоза в Россию подержанных праворульных автомобилей без установки системы «Эра-Глонасс». Такая практика, начиная с 2018 года привела к тому, что автопарк страны уже на 8 процентов состоит из праворульных, большей частью японских автомобилей.
Вообще, Дальний Восток выбивается из общего ряда, это особая территория и особый кейс для развития комфортных городов, учитывая суровый климат, ориентированные под него стандарты городского строительства и масштабы территории.
Здесь сформировался целый пласт субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства, который давно работает с «японцами». Сегодня это целая отрасль по оказанию услуг по импорту, продаже автомобилей и запчастей к ним. Целая сеть автосервисов заточена на обслуживании ввезенных машин. На территории сформировался сегмент, способствующий созданию новых рабочих мест и увеличению занятости населения.
Вместе с тем и здесь власти поощряют развитие общественного транспорта и «пешеходизации» части городов. Яркий пример работы по трансформации городской среды на Дальнем Востоке демонстрирует Администрация Южно-Сахалинска, которая внедряет международные стандарты проектирования улиц. Или, например, проект велодороги на улице Комсомольской, реализованный в этом году. Важно, что переход на общественный транспорт и сопутствующую инфраструктуру должен быть для людей максимально удобным, выгодным и комфортным. Иначе население не откажется от использования своих авто. По данным Росстата, уже в 2019 году на 100 домохозяйств приходилось 60 легковых автомобилей.
Пока что нельзя не признать, что дальневосточные, как и другие российские города находятся «под давлением личного автомобиля», что находит отражение в градостроительной, транспортной и жилищной политике.
Перед нашими городами остро стоят вопросы формирования «устойчивой мобильности» и повышения качества городской среды, которые повышают конкурентоспособность города и его привлекательность для притока населения и инвестиций.
Автор — вице-президент, руководитель направления «Пространственное развитие» Центра стратегических разработок.