Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Нельзя просто так взять и разделить Google!

Почему отделение остальных сервисов компании от поиска – невозможно и не приведет ни к чему хорошему?

Обострение тянущегося вот уже четыре года конфликта между Google европейским медиа-безнесом и другими интернет-компаниями вылилось, наконец, в резолюцию Европарламента о разделении корпорации и выделении поискового направления в отдельную компанию. Звучит устрашающе, но, кроме того, что Европарламент сам не обладает полномочиями делить какие бы то ни было компании, а резолюция лишь запускает процесс подготовки соответствующих изменений в европейском законодательстве Еврокомиссией, разделение Google, во-первых, невозможно, а во-вторых, не решает проблему.

В самой резолюции Google не упоминается – это было бы нелепо – но всем понятно, что речь идет именно о ней. Корпорация очень сильно мешает европейскому медийному бизнесу и своим американским конкурентам на европейском рынке. В области интернет-поиска в Европе сложилась уникальная ситуация: настолько сильной монополизации этого рынка нет больше нигде в мире. Google контролирует 90% европейского поиска и 70% поиска на смартфонах, в том числе и на iPhone'ах, 80% пользователей привыкли вбивать поисковый запрос в адресной строке браузера, где Google является поиском «по умолчанию».

Основная претензия к Google – это неконкурентное продвижение своих сервисов за счет вывода ссылок на них в топ поисковой выдачи по релевантным запросам. В первую очередь, это касается карт и привязанных к ним рекомендательных сервисов (отели, рестораны, магазины и т.д.), товарных агрегаторов и облачных офисных приложений. Это оказывает огромное влияние на развитие бизнеса таких сервисов, как TripAdvisor, Yelp, некоторых национальных сервисов, а также Microsoft, чьи позиции в Европе также очень сильны.

Однако этого было бы недостаточно, чтобы развязать подобную кампанию против Google. Поисковик также контролирует новостную агрегацию, определяет повестку дня и чьи новости будут сверху, кто сколько получит трафика. А это уже очень сильно не нравится таким медиа-гигантам, как «Аксель Шпрингер», и это очень влиятельный соперник. Медиа-корпорация оказала огромное влияние на переизбрание канцлера Германии Ангелы Меркель, которая, в свою очередь, оказала поддержку Жан-Клоду Юнкеру во время его избрания на пост главы Еврокомиссии. Гюнтер Эттингер, еврокомиссар по цифровой экономике, также послан в Брюссель канцлером Германии. Он, конечно, высказывается против подобных скоропалительных инициатив Европаламента (попытка разделения американской корпорации может очень негативно отразиться на отношениях ЕС и США), и, тем не менее, его задача – найти приемлемое решение, при котором монополия Google будет если не разрушена, то, по крайней мере, сильно ограничена.

Издатели уже сделали выпад против поисковика, принудив его исключить из выдачи вводные тексты своих новостей и статей, ссылаясь на нарушение авторских прав, однако признали поражение, когда недосчитались значительной части трафика. Тем не менее, в Германии и некоторых других странах Европы введен «новостной налог на Google» (американцы вынуждены платить за использование контента европейских издателей), и сейчас его стараются распространить на весь ЕС.

Также Google уже неоднократно принуждали убрать из поисковой выдачи устаревшие компрометирующие данные на граждан ЕС из поисковой выдачи. В США это было бы невозможно из-за 1-й поправки к конституции США, гарантирующей свободу слова, но в Европе приоритет у прав, касающихся тайны личной жизни граждан.

Все попытки законодательного давления на Google подталкивают компанию к мысли, что европейское общество имеет право знать, как работают поисковые алгоритмы и влиять на механизм поисковой выдачи, что, конечно же, категорически не устраивает американцев. Пока все попытки найти решение касаются внешнего вида интерфейса поисковика, таких, как выделение места над поисковой выдачей для вывода виждетов крупнейших веб-сервисов, конкурирующих на европейском рынке. Однако против этого протестуют организации по защите прав малого и среднего бизнеса, которые справедливо замечают, что это ещё сильнее ухудшают ситуацию, так как к доступ к аудитории получают только крупные компании, а мелкие и средние инновационные интернет-бизнесы заведомо остаются за бортом.

Выделение других сервисов Google в отдельные бизнесы «интерфейсную» проблему никак не решает. Сервисы поисковика интегрированы с поисковой выдачей как единое интерфейсное решение для обеспечения наилучшего пользовательского опыта для пользователей, то есть, чтобы людям было удобно. Если же выводить в интерфейс поисковика всех конкурентов, то на экране будет страшное месиво.
Дело усложняется с развитием популярности носимых гаджетов, где из-за размеров экрана в принципе не может быть множественной выдачи, и возможен лишь один наиболее релевантный ответ на запрос: «Окей, Гугл! Покажи ближайшую пиццерию!»

Чтобы продвинуться в разрешении конфликта, ЕС должен изменить сам взгляд на понятие монополии на интернет-рынке. Необходимо признать, что Google – это сложившаяся естественная монополия, а выстраивание коммуникации с аудиторией – сродни строительству аэропорта: возведение второго аэропорта рядом с первым – настолько рискованно и причинит столько неудобств местным жителям, что это не окупится эффектом от конкуренции за пассажира. В этом случае поисковые алгоритмы должны быть открыты и контролироваться соответствующим государственным органом, так же, как контролируется ценообразование на услуги поставщиков электроэнергии. Будет ли это хорошо для интернета и пользователей, сказать сложно. ЕС предстоит нелегкий выбор и создание основополагающего прецедента в области массовых коммуникаций.

Что думаешь?
Загрузка