Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Софт обрушил самолет

Причиной крушения военного самолета Airbus стала ошибка компьютерной программы

Причиной крушения военного Airbus A400M могла стать неверно установленная компьютерная программа, следящая за вращением винтов. В результате другая программа заглушила двигатели, что и привело к падению самолета. Эксперты уверены, что внедрение инновационного ПО в авиастроении призвано обеспечить безопасность самолетов, но на новых моделях иногда не удается избежать трагических происшествий.

Причиной майского крушения военно-транспортного самолета Airbus A400M могла стать неправильная установка компьютерных программ управления двигателями. Об этом со ссылкой на данные расследования сообщает BBC News.

Один из самых больших турбовинтовых самолетов в мире 9 мая потерпел крушение под Севильей, рухнув наземь спустя всего минуту после взлета. В результате погибло четверо членов экипажа, а еще двое получили тяжелые ранения.

Ответственное за выпуск и эксплуатацию военно-транспортной авиации подразделение Airbus Defence and Space позднее заявило, что причиной крушения стал отказ трех из четырех двигателей самолета.

Комиссия по техническому расследованию катастроф военных самолетов (CITAAM) в свою очередь сообщила, что сразу после взлета вращение винтов замедлилось, а двигатели не отвечали на команды увеличения скорости.

При этом специалисты сразу установили, что причиной отказа стали неполадки в электронном блоке управления.

Тем не менее на этой неделе сразу несколько источников в комиссии сообщили Reuters, что истинной причиной крушения могла стать ошибка установки софта в системы управления двигателем.

Дело в том, что при разработке самолета в 2009 году инженеры создали крайне сложную компьютерную систему контроля за вращением винтов, что во многом и повысило стоимость разработки машины до $22,5 млрд.

При этом для обеспечения дополнительной безопасности систему сделали уникальной для каждого отельного самолета, а сам софт необходимо устанавливать для всех четырех двигателей по отдельности.

В прошлом году ответственный за разработку двигателей консорциум Europrop International, куда входят инженеры Rolls-Royce, Safran, MTU Aero Engines и ITP, выпустил обновление для их компьютерных систем и провел проверку всех самолетов на безопасность софта.

Однако по словам одного из источников Reuters, она носила во многом формальный характер, поскольку сбоев в работе двигателей ранее не наблюдалось.

В результате общая халатность инженеров привела к ошибке при установке компьютерной программы на рухнувший самолет, и параметры проверки вращения винтов для трех двигателей оказались удалены. Поскольку система оповещения о неполадках впервые срабатывает лишь на высоте 120 метров над землей, пилоты не могли заранее знать о проблемах с винтами.

В свою очередь, другая компьютерная программа, ответственная за состояние двигателей, не получила актуальную информацию о вращении трех винтов и автоматически заглушила двигатели во избежание дальнейшего ущерба.

«Обычно программа активировалась для защиты одного из двигателей от повреждений. Никто и не предполагал, что подобное может случиться сразу с тремя моторами», — рассказал Reuters источник, знакомый с историей разработки самолета.

По его словам, Европейское агентство авиационной безопасности уже успело разослать всем странам — владельцам Airbus A400M экстренное предупреждение о возможном повторении ошибки на их самолетах.

«В современном авиастроении существуют два тренда. Первый из них подразумевает максимально широкое использование инновационного ПО и повышение автоматизации всех операций на борту. Второй же предполагает все более строгий контроль за новыми вычислительными системами с помощью внедрения дублирующей системы вычислителей и считывателей информации», — рассказал «Газете.Ru» руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

По словам эксперта, в каждом из вычислителей присутствует несколько процессоров, функционирующих на собственных операционных системах. За счет этого риск сбоя существенно снижается.

«Однако в относительно новых самолетах присутствуют непредвиденные факторы риска, так что подобные происшествия время от времени случаются. Катастрофа на некоторое время снизит интерес потенциальных покупателей к самолету, но в долгосрочной перспективе вряд ли отразится на портфеле заказов Airbus», — подытожил Пантелеев.

Отметим, что командование ВВС стран НАТО уже запретило техническому персоналу использовать компьютерную систему, установленную на разбившемся самолете, и приказало в срочном порядке провести дополнительную проверку технического состояния авиапарка Airbus A400M.

В компании Airbus в свою очередь отметили, что катастрофа никак не повлияет на запланированный тестовый полет самолета в рамках предстоящего авиасалона «Ле Бурже».

Новости и материалы
Рекордное атмосферное давление было зафиксировано в Москве в мае
Комментатор Орлов о защитнике «Спартака» Джикии: не могу назвать его лидером
NHK: Франция выступает против открытия офиса НАТО в Японии
Глава турфирмы признал вину в гибели туристов на Ключевской сопке
В Молдавии выступили за расширенное сотрудничество с Турцией
Первый тренер 16-летней Андреевой: третий круг «Ролан Гаррос» — это очень круто
Комментатор Дмитриева: Хачанов показал великолепный теннис с Джоковичем
В России спрогнозировано падение цен на китайские автомобили
Гидрометцентр: вода на черноморских курортах РФ станет комфортной в середине июня
Тренер «Манчестер Сити» Гвардиола о финале Лиги чемпионов: мы отдадим все силы
Стало известно о планах ВСУ размещать военных в школах и детсадах с детьми
В «Локомотиве» прокомментировали слухи об интересе к игроку «Спартака» Зиньковскому
Умерла актриса из «Нюхача» Валентина Гришокина
Глава Россотрудничества: в мире растет интерес к изучению русского языка
Тренер «Интера» Индзаги: мы не фавориты Лиги чемпионов
Mash: четыре ребенка пострадали, один погиб в результате пожара в Москве
В РФ предложили ввести ответственность за продажу некачественного алкоголя
Хавбек Модрич заключил новый контракт с «Реалом»
Все новости