Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Выйди из строя электросистема самолета – и все»

В пропавший над Атлантическим океаном Airbus A330-203 попала молния

В Airbus A330-203 авиакомпании Air France могла попасть молния, когда он влетел в штормовую область, из-за этого у лайнера отказала электроника, и он упал в океан. Такова главная версия пропажи самолета. По мнению официальных лиц, место предполагаемой катастрофы спасатели и военные будут искать еще долго.

Пропавший в понедельник самолет Airbus A330-203, скорее всего, сбила молния. Об этом официально сообщили представители авиакомпании Air France. А330 совершал регулярный рейс номер AF447 из Бразилии во Францию. Самолет с бортовым номером F-GZCP вылетел из аэропорта Рио-де-Жанейро в 19.03 по местному времени (2.03 мск). В 5.33 мск самолет пролетел архипелаг Фернанду-ди-Норонья, находящийся в 300 км к северо-востоку от города Натал.

Через полчаса пилоты передали, что вошли в зону сильной турбулентности. В 6.14 мск с борта поступило автоматическое сообщение о неисправности электрической цепи. В этот момент, по расчетам диспетчеров, Airbus A330 находился далеко от берега над океаном.

Больше на связь экипаж, по данным Air France, не выходил, а сама машина исчезла с гражданских и военных радаров. Связаться с бортом пытались бразильские, африканские, испанские и французские авиадиспетчеры, но безуспешно.

Airbus A330 должен был прибыть в парижский аэропорт Шарля де Голля в 11.15 по местному времени (13.15 мск), но так и не появился. Через двадцать минут после того предполагаемого времени посадки власти объявили, что лайнер, на борту которого находились 228 человек, исчез с радаров.

Согласно данным авиакомпании, этим рейсом летели 216 пассажиров (восемь детей, в том числе младенец, 82 женщины и 126 мужчин), также в самолете находились 12 членов экипажа (три пилота и девять бортпроводников).

Пока списки находившихся на борту не обнародованы. Информационные агентства приводят разные данные о гражданстве пассажиров A330. Радиостанция France Info утверждает, что большинство пассажиров пропавшего рейса Air France — бразильцы, в самолете также находятся около 60 французов и 20 граждан Германии. Reuters сообщает, что ему известно о восьми десятках граждан Бразилии, шести десятках французов и двух словаках. Кроме того, передает Reuters со ссылкой на источники, на борту находился глава бразильского подразделения металлургического концерна Thyssenkrupp.

Как заявили в представительстве Air France в аэропорту Рио-де-Жанейро, кроме 80 жителей Бразилии в аэробусе были граждане Франции, США, Германии, Великобритании, Китая и России.

Источник в российском диппредставительстве в Бразилии сообщил, что на борту аэробуса действительно мог находиться гражданин России, передает «Интерфакс». «Официальной информации у нас нет, поскольку федеральная полиция продолжает проверять списки, касательно национальностей. Но у нас есть неподтвержденная информация о том, что на борту мог находиться один российский гражданин, может быть, и больше», — говорит источник.

В парижском аэропорту родственникам пропавших людей (кто-то из них приехал встречать близких, кто-то примчался уже после тревожных сообщений) выделили отдельное помещение и предоставили необходимую психологическую помощь. Несколько десятков встречающих, по данным на 20.00 мск, остаются в аэропорту. В кризисный центр аэропорта Шарля де Голля в понедельник днем специально для встречи с убитыми горем людьми прибыл президент Франции Никола Саркози.

В международном аэропорту Рио-де-Жанейро ждут информации еще около 20 родственников.

Поиски самолета продолжаются, но они до сих пор не принесли результата.

Сначала искать пропавший лайнер отправились самолеты ВВС Бразилии и Франции — на поиски погибших и выживших были направлены машины с французской военно-воздушной базы в Западной Африке. Вскоре к поискам подключились три корабля военно-морских сил Бразилии — на борту одного из них находятся два вертолета.

В то, что кто-то из пассажиров и членов экипажа выжил, власти не верят. При этом они не исключают, что найти само место катастрофы (хотя самолет до сих пор называют пропавшим, а не разбившимся) будет крайне тяжело.

«Поиск будет длительным, — прогнозирует Дуглас Феррейра, руководитель отдела расследования и предотвращения несчастных случаев в бразильском агентстве гражданской авиации. – Это может оказаться грустной и долгой историей, потому что как минимум «черные ящики», скорее всего, окажутся на дне моря». А это значит, что определить причину крушения будет невозможно.

Власти Франции и представители Air France почти сразу же заявили, что исключают теракт в качестве возможной причины катастрофы лайнера.

В авиакомпании сообщили, что самолетом управлял высококвалифицированный экипаж. Так, капитан самолета (имена пилотов пока не разглашаются) налетал 11 тыс. часов, 1,7 тыс. из которых на Airbus A330/A340. У двух других пилотов налет 3 тыс. часов (800 на Airbus A330/A340) и 6,6 тыс. часов (2,6 на Airbus A330/A340) соответственно.

Пропавшему Airbus A330 всего четыре года – его ввели в эксплуатацию 18 апреля 2005 года. За это время он налетал 18 тыс. 870 часов. «Это совсем новый самолет. И один из самых надежных в линейке Airbus», — говорят эксперты. Последнее техобслуживание самолет проходил 16 апреля 2009 года. На машине стояли два двигателя General Electric CF6-80E. Вся имеющаяся информация по инциденту уже передана во французское Бюро по расследованию авиапроисшествий (BEA).

Бывший глава Центра авиационной безопасности ГосНИИ ГА Герман Никулинский считает, что, если самолет упал в океан, «найти его будет практически невозможно».

«Единственное, что можно сейчас сказать: события развивались достаточно быстро. Но случиться могло все что угодно. Выйди из строя электросистема самолета – и все», — говорит эксперт.

Впрочем, заслуженный летчик СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов считает, что у пассажиров и экипажа Airbus 330 есть шанс на спасение.

«Из того, что сейчас известно, трудно сделать вывод, что произошла катастрофа», — говорит он. По словам эксперта, самолет мог произвести аварийную посадку на воду. Airbus A330 оборудован необходимыми плавательными средствами – спасательными жилетами для каждого пассажира и члена экипажа, плотами, которые способны передавать сигналы бедствия на спутники, а также имеют минимальные запасы воды и пищи.

Если же лайнер упал, то, по мнению Смирнова, его все-таки смогут найти: «В этих широтах глубина океана 2–6 тысяч метров. Но обломки самолета могут всплыть на поверхность, кроме того, в нем были сотни тонн керосина, а следовательно, на поверхности океана останутся керосиновые пятна».

Предположить же, что могло случиться с самолетом в случае катастрофы, по словам Смирнова, действительно пока трудно. «Он летел на высоте более 10 тыс. метров, в паре сотни километров от экватора, где бушуют сильные грозы», — говорит специалист. Если пилот осознанно вошел в опасную зону, он нарушил правила. «Во всех летных законах прописано: категорически запрещен заход в кучевые облака и грозовые области», — пояснил он. На каждой машине, рассказывает эксперт, есть радиолокатор, который показывает на экране опасные зоны, и задача пилота – «обойти такие области», а если это затруднительно, лайнер должен вернуться в аэропорт.

В штормовых зонах может быть много опасностей: мощные турбулентные потоки, «для которых самолет – соломинка», гроза, «выводящая из строя всю электронику», а также сильный крупный град, говорит он.

Что думаешь?
Загрузка