Астрономы обнаружили, что сверхмассивные черные дыры «питаются» газом других галактик

Сверхмассивные черные дыры поглощают газовые облака из других галактик. Статья об этом опубликована в Nature Astronomy.

Сверхмассивные черные дыры — это объекты, в миллионы раз тяжелее Солнца. Многие из них находятся в центре галактик, в том числе, в ядре Млечного пути есть радиоисточник Стрелец А*, образованный такой черной дырой. Когда они собирают межзвездный газ вокруг себя и сжимают его, облака начинают ярко светиться во многих диапазонах, что играет серьезную роль в галактической эволюции.

Ученые из Саутгемптонского университета использовали данные, полученные с помощью 4-метрового Англо-австралийского телескопа в Новом Южном Уэльсе, чтобы установить точные орбиты газа и звезд в 3000 галактиках. Они идентифицировали те, в которых присутствует так называемый смещенный газ — который вращается в направлении, отличном от звезд в галактике, сигнализируя о прошлом взаимодействии с другой галактикой. В ходе таких взаимодействий газ может перетекать с одной галактики на другую. Затем они обнаружили, что галактики со смещенным газом имеют более высокую долю активных сверхмассивных черных дыр.

Результаты показали четкую связь между наличием смещенного газа и активностью сверхмассивной черной дыры. В результате этого взаимодействия огромные массы газа притягиваются к черной дыре и снабжают ее «топливом». Астрономы давно подозревали, что слияние с другой галактикой может служить источником газа, но прямые доказательства этого были недоступны.

«Проведенная нами работа показывает, что присутствие газа со смещенной относительно звезд орбитой связано с увеличением доли активных сверхмассивных черных дыр. Таким образом, есть прямая связь между гравитационным взаимодействием галактик и активностью сверхмассивных черных дыр», — резюмируют ученые.

Теперь авторы планируют выяснить, какая доля черных дыр обязана своим размером этому механизму.