Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Астрономы обнаружили, что сверхмассивные черные дыры «питаются» газом других галактик

Сверхмассивные черные дыры поглощают газовые облака из других галактик. Статья об этом опубликована в Nature Astronomy.

Сверхмассивные черные дыры — это объекты, в миллионы раз тяжелее Солнца. Многие из них находятся в центре галактик, в том числе, в ядре Млечного пути есть радиоисточник Стрелец А*, образованный такой черной дырой. Когда они собирают межзвездный газ вокруг себя и сжимают его, облака начинают ярко светиться во многих диапазонах, что играет серьезную роль в галактической эволюции.

Ученые из Саутгемптонского университета использовали данные, полученные с помощью 4-метрового Англо-австралийского телескопа в Новом Южном Уэльсе, чтобы установить точные орбиты газа и звезд в 3000 галактиках. Они идентифицировали те, в которых присутствует так называемый смещенный газ — который вращается в направлении, отличном от звезд в галактике, сигнализируя о прошлом взаимодействии с другой галактикой. В ходе таких взаимодействий газ может перетекать с одной галактики на другую. Затем они обнаружили, что галактики со смещенным газом имеют более высокую долю активных сверхмассивных черных дыр.

Результаты показали четкую связь между наличием смещенного газа и активностью сверхмассивной черной дыры. В результате этого взаимодействия огромные массы газа притягиваются к черной дыре и снабжают ее «топливом». Астрономы давно подозревали, что слияние с другой галактикой может служить источником газа, но прямые доказательства этого были недоступны.

«Проведенная нами работа показывает, что присутствие газа со смещенной относительно звезд орбитой связано с увеличением доли активных сверхмассивных черных дыр. Таким образом, есть прямая связь между гравитационным взаимодействием галактик и активностью сверхмассивных черных дыр», — резюмируют ученые.

Теперь авторы планируют выяснить, какая доля черных дыр обязана своим размером этому механизму.