Ученые обнаружили, что бактерии могут воровать у людей важное вещество

Nature Communications: стрептококки могут воровать фолиевую кислоту у людей

Ученые из Института Telethon Kids обнаружили ранее неизвестный механизм усокльзания бактерий от действия антибиотиков. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Бактерии способны обмениваться генами, ответственными за устойчивость к антибиотикам. Механизмы устойчивости включают прямую инактивацию антибиотиков, предотвращение накопления антибиотиков в бактериях или мутацию тех систем, на которые нацелены антибиотики.

Некоторые антибиотики (например, сульфаметоксазол) блокируют производство фолиевой кислоты, что позволяет отсановить рост бактерий. Как оказалось, стрептококки группы А способны «воровать» производные фолиевой кислоты у хозяина, которого они заразили. За эту способность отвечает по меньшей мере один ген под названием thfT.

Стрептококки группы А обычно вызывают ангину и кожные инфекции, но они также могут привести к системным инфекциям, включая скарлатину и синдром токсического шока.

Частично из-за чрезмерного использования антибиотиков, супербактерии накопили множество механизмов устойчивости. Из-за этого ежегодно умирает более миллиона человек во всем мире. Супербактерии поселились даже в диких животных, включая дельфинов и медведей. Поэтому важно, чтобы наука была на шаг впереди. Понимание механизмов устойчивости — первый шаг к тому, чтобы иметь возможность противодействовать им, например, назначив другой тип антибиотиков.