Cretaceous Research: отверстия в челюстях тираннозавров могут быть следами ухаживаний

Ученые из Университета Чикаго и Музея естественной истории в Питтсбурге опровергли популярную гипотезу об инфекционном происхождении отверстий в челюсти тираннозавров. Работа опубликована в журнале Cretaceous Research.

Останки тираннозавра по имени Сью — одни из самых полных и хорошо сохранившихся. Сью дожила до глубокой старости: она умерла примерно в 33 года и за свою жизнь получила множество травм. Самой загадочной из них стали отверстия диаметром с мяч для гольфа на задней части нижней челюсти. Неясно, что их вызвало, но подобные повреждения были обнаружены и у других тираннозавров. Кроме того, вокруг отверстий есть признаки роста костей, то есть причина, которая привела к появлению отверстий, не убила Сью.

Одна из ранних гипотез заключалась в том, что Сью страдала протозойной инфекцией, например, трихомониазом. Это простейшее заражает людей и многих животных, включая птиц, которые также относятся к группе динозавров.

Ученые нашли скелеты птиц, болевших трихомониазом, но отверстий в их челюстях не обнаружили. При этом и признаки инфекции выглядят совершенно иначе — они расположены в основном в задней части горла, а не на челюстях.

Другая гипотеза предполагает, что эти отверстия — следы укусов. Но так как нет следов зубов, ученые выдвинули другую версию: это следы когтей, которые тираннозавры могли случайно оставить друг другу при ухаживании. Кроме того, учитывая размеры Сью, она на самом деле могла быть самцом. В природе существует множество примеров гомосексуальной активности, но авторы признают, что пока нет убедительных доказательств их правоты.