Ученые выяснили, почему рак поджелудочной железы настолько смертелен

Ученые выяснили, почему раковые клетки поджелудочной железы столь агрессивны. Соответствующая статья была опубликована в журнале eLife.

Рак поджелудочной железы чрезвычайно опасен, и вероятность выжить с ним на протяжении пяти лет не превышает пяти процентов. Большинство смертей, связанных с раком поджелудочной железы, происходят из-за метастазов, которые возникают, когда опухоль проникает в другие органы. Методов лечения этого на данный момент не существует, и понимание молекулярных механизмов, вызывающих метастазирование рака поджелудочной железы, является первым шагом к разработке эффективной терапии.

Исследователи из Осакского университета (Япония) открыли новый механизм метастазирования рака поджелудочной железы. В первую очередь, они обнаружили, что у больных этим видом рака наблюдается сверхэкспрессия белка ARL4C. Чтобы удостовериться в роли ARL4C в распространении метастазов, ученые изготовили устройство, которое содержало в себе трехмерную клеточную культуру и могло отслеживать проникновение раковых клеток в окружающий коллагеновый гель.

«Мы обнаружили, что ARL4C локализуется в так называемых инвазивных псевдоподиях – функционально аналогичных, но структурно отличных от инвадоподий образований на поверхности клеток, – рассказывает Акикадзу Харада, автор исследования. – В этих псевдоподиях ARL4C рекрутировал другой белок, IQGAP1, (который также сильно экспрессируется при многих формах рака) и переносил фермент MMP14 к псевдоподиям, позволяя раковой клетке проникать в коллагеновый гель или внеклеточный матрикс». Инвадоподии – это ступенчатые образования, возникающие на вентральной поверхности клетки, которые раковые клетки используют для проникновения в другие ткани.

После этого ученые попробовали с помощью антисмыслового олигонуклеотида подавить производство ARL4C. В ходе опытов на мышах это позволило предотвратить распространение метастазов, что потенциально открывает способ лечения рака поджелудочной железы.