Слюнявые, окаменелые, лицом к лицу

В Китае найдены древнейшие насекомые, окаменевшие во время секса

Древние насекомые, погибшие в момент совокупления, рассказали ученым об эволюции сексуального поведения. Оказалось, что миссионерской позе как минимум 165 млн лет.

Миссионерскую позу придумали не люди. Небольшие насекомые, прыгавшие с ветки на ветку десятки миллионов лет назад, уже в те далекие времена при спаривании предпочитали позу лицом к лицу.

К такому выводу пришли китайские ученые под руководством Шу Ли из Пекинского педагогического университета (Китай). Исследуя окаменелые останки множества насекомых в регионе Внутренняя Монголия на северо-востоке страны, ученые обнаружили невиданную для науки редкость — парочку совокупляющихся насекомых.

Ими оказались пенницы слюнявые, или слюнявицы Anthoscytina perpetua, которые питаются соком растений и прыгают с одного стебля на другой.

Исследователи установили, что смерть настигла этих насекомых в такой неловкий момент 165 млн лет назад.

Таким образом, пенницы стали самыми древними известными науке животными, окаменевшими при соитии. До этого момента ученым лишь 33 раза удавалось находить таких окаменелых насекомых, большая часть из них были найдены в янтаре. Самыми древними до последнего времени считались две мушки, окаменевшие во время секса 135 млн лет назад на территории нынешнего Ливана.

«Это случается так редко! Я работал над этой темой с 1999 года и видел более полумиллиона окаменелых останков», — говорит Чункунь Ши, соавтор исследования.

Авторы исследования с трогательным названием «Вечная любовь: древнейшая находка совокупляющихся насекомых из среднеюрского периода», опубликованного в журнале PloS ONE, рассказали, что некоторое время образцы пролежали в университетской коллекции, пока ими не заинтересовались исследователи.

Ценность подобных находок в том, что окаменевшие животные помогают ученым выяснить не только особенности их строения, но и поведенческие особенности, в частности особенности сексуального поведения. Энтомологам известно, что ныне живущие насекомые при спаривании используют множество различных поз и техник, хотя наиболее часто самец насекомого находится сверху. «Нет предела разнообразию», — говорит Мари Херберштайн, специалист по поведенческой экологии из Университета Маккуори в Сиднее.

Теория эволюции сексуального поведения насекомых утверждает, что современной позиции самец сверху у насекомых предшествовала позиция самка сверху, поясняет исследовательница. Однако эта же теория гласит, что для такого перехода требовалась промежуточная позиция — брюшко к брюшку (миссионерская).

Известно, что к ней до сих пор прибегают те же пенницы, правда, в зависимости от обстоятельств: находясь на листке, они занимаются любовью находясь боком друг к другу, а на стебле — глядя друг на друга.

Отсутствие ископаемых образцов делало эту теорию спекулятивной. «Она требует для своего подтверждения как раз таких образцов», — считает она. «Окаменелости насекомых в этом месте настолько хороши, что мы можем видеть в деталях их структуру, включая волоски», — говорит Ши.

Изучив пару пенниц под микроскопом, ученые установили, что насекомые действительно спаривались в момент смерти: мужской копулятивный орган самца (эдеагус) был внутри семяприемника самки, а 8-й и 9-й сегменты брюшка самца были изогнуты по направлению к самке.

«Мы можем видеть мужской и женский органы. Это действительно редкость», — говорит Ши.

Что же стало причиной гибели этих насекомых, не успевших произвести потомство? Ученые считают, что дело в вулкане, извержение которого привело к выбросу ядовитых газов, убивших все живое вокруг, в том числе микробов и бактерии, без которых погибшая пара окаменела, не разложившись.

Говорит ли эта находка об эволюции сексуального поведения не только насекомых, но и других животных? «Подумайте сами. На нашей планете видов насекомых больше, чем каких-либо других видов. Так что, изучая сексуальное поведение насекомых, мы понимаем поведение большинства животных», — заявила Херберштайн.