Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Париж пишем, Москва в уме

Вера Мильчина выпустила книгу о повседневности Парижа в первой половине XIX века

Тимур Мухаматулин 08.11.2013, 14:44
Эжен Делакруа написал картину «Свобода, ведущая народ» по мотивам Июльской революции... Эжен Делакруа
Эжен Делакруа написал картину «Свобода, ведущая народ» по мотивам Июльской революции 1830 года

«Газета.Ru» начинает представление книг, вошедших в шорт-лист премии научно-популярной литературы «Просветитель». Первый рассказ — о книге Веры Мильчиной, посвященной повседневной жизни Парижа между 1814 и 1848 годами. Эта добросовестная, хотя и несколько тяжеловесная работа привлекает читателя не только яркими картинами быта жителей французской столицы, но и неожиданным созвучием с событиями сегодняшнего дня в столице российской.

Российские историки еще в начале девяностых открыли для себя направление — история повседневности. Фокус исследовательского внимания на человеке стал не только модой, пришедшей из Западной Европы и Америки, но и ответом на требования времени. В двухтысячные уставшие от политических потрясений люди сосредоточились на частной жизни. В это время книги о «повседневной жизни» начинают выходить сериями (например, в одной из них вышло более 90 книг). Так, в 2012 году в шорт-лист «Просветителя» попала книга Б.Н. Ковалева «Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупации». Однако на этом поле у историков, антропологов и специалистов по истории культуры возникла проблема: туда пришли обычные бытописатели, подробно, но иногда скучно фиксировавшие подробности жизни (например, машинистов и проводников поездов дальнего следования), не подвергая их рефлексии.

Книга Веры Мильчиной «Париж в 1814–1848 годах: Повседневная жизнь» к этой группе не относится. Мильчина — историк литературы, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ — в данном случае выступила в роли историка, несмотря на авторское предуведомление о том, что эта работа «не научная, а плод чтения научных книг». Хотя Веру Мильчину, конечно, знают именно как ученого, автора многих научных книг и изданий. Она была комментатором записок Шатобриана, переводчицей Жермен де Сталь и других французских писателей.

Автор рассматривает почти тридцать лет городской жизни, от вступления русско-австро-прусских войск в Париж и до революции 1848 года, которая покончила с французскими королями (Вторая империя Наполеона III проходит по другой статье). То есть перед нами последние дни королевского Парижа.

«Париж» поражает своей масштабностью: в нем 850 страниц текста и несколько приложений — карта центра Парижа, хронологическая таблица, подробное оглавление, списки топонимов и иллюстраций, библиография.

Язык «Парижа…» немного тяжеловесен, но это добросовестная тяжеловесность, происходящая от аккуратности и внимания к любой мелочи.

Эту книгу ни в коем случае не стоит читать как энциклопедию: она открывается подробным описанием политической истории периода падения Наполеона, Реставрации — периода восстановления на французском троне династии Бурбонов, революции 1830 года и последовавшей за этим Июльской монархии с королем Луи-Филиппом I. Описывается политическая система: место короля, устройство парламента. Но после таких вводящих в контекст главок следуют и интереснейшие бытовые подробности. Мы узнаем о классификации парижских женщин, о том, сколько стоил и из чего состоял завтрак и обед в ресторане, как можно было проехать из одного района (или округа) Парижа в другой.

Одним из достижений книги, как кажется, стало то, что высокая и массовая культура автором не то что не разграничиваются, а сознательно смешиваются. Описания чопорных аристократических прогулок в Булонском лесу соседствуют с яркими картинками с народных гуляний на Елисейских полях, которые тогда еще не были фешенебельной улицей.

Париж, описанный с огромной любовью, тем не менее не становится глянцевой картинкой: много места уделено городскому зловонию и мусорным свалкам. По мере погружения в текст у читателя может появиться и еще один интерес: описание Парижа в каких-то местах до боли напоминает современную Москву; парижане, к примеру, боясь наплыва приезжих, утверждают, что они «подвергаются нашествию варваров».

Мильчина приводит описание Июльской революции как «революции журналистов и банкиров» (не напоминает ли это социальный состав Болотной площади?).

Сквозь облик беспечно проводящих время на бульварах (интересная, хотя и случайная топонимическая деталь: летом 2012 года звучали обвинения в адрес «бездельников с московских бульваров»), посещающих театры, лавки, рестораны и кафе жителей модного квартала Шоссе д`Антен проступают бесконечные дискуссии о современных московских хипстерах и, конечно, о неизбывном «Жан-Жаке».

А на заднем фоне — ремесленные пригороды, где зреет недовольство, которое прорывается в виде баррикад и побоищ с полицией на демонстрациях.

Когда читатель дойдет до главы, посвященной религиозной жизни Парижа, то ему покажется, что в книгу пробились констатации из жизни России сегодняшнего дня: «Народ все-таки относился к проповедям и религиозным процессиям куда более заинтересованно, чем либералы из образованного сословия, которых пугало и возмущало возрастающее влияние духовенства на политику. Отторжение интеллектуальной элиты от церкви было тем сильнее, чем навязчивее духовенство пропагандировало религию».

Автору, как кажется, удалось поймать созвучность эпох и мест, властей и властителей дум. Поэтому книга выглядит такой актуальной и привлекательной даже для того читателя, который раньше не интересовался историей.

Мильчина В.А. Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь. М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 944 с. ISBN 978-5-4448-0068-3. Серия «Культура повседневности».