Подпишитесь на оповещения
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Бусы из космоса

Древнейшие известные науке железные бусы были изготовлены из метеорита

Яна Хлюстова 20.08.2013, 10:48
Wikimedia Commons

Ученые провели всесторонний анализ железных бусин, найденных в Египте еще в 1911 году. Исследование показало, что материалом для их изготовления послужил метеорит, и они являются древнейшими известными на сегодняшний день железными изделиями.

Изготовление железа из руды началось примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры, тем не менее археологи находили и более древние железные артефакты. Они были сделаны из метеоритного железа, которое люди научились обрабатывать раньше, чем железную руду. Косвенным свидетельством этого являются распространенные у некоторых народов мифы и легенды о богах или демонах, сбросивших с неба железные орудия труда. Древние египтяне называли железо «бенипет», что в переводе обозначает «небесная руда» или «небесный металл».

Более того, на рисунках они обозначали железные предметы голубым цветом — цветом неба.

Железные бусины, исследованные учеными, были обнаружены при раскопках еще в 1911 году археологом Уйэнрайтом недалеко от города Аль-Гирза. Они относятся к герзейской культуре — энеолитической культуре додинастического Египта. В захоронениях, относящихся к этой эпохе (3400–3100 года до нашей эры), были найдены гарпуны, слоновая кость, каменные сосуды и украшения. Бусы находились в двух могилах, железные элементы чередовались с бусинами из лазурита, сердолика и агата.

Ранее точно было неизвестно происхождение материала, из которого были сделаны бусы, и способ их изготовления, так как артефакт подвергся очень сильной коррозии. Группа ученых под руководством Тило Ререна из Университетского колледжа Лондона в Катаре провела подробнейший анализ трех бусин, при помощи которого доказала: материалом для изготовления украшения послужил метеорит. Более того, сам способ производства бусин был довольно необычным для того времени. С результатами работы исследователей можно ознакомиться в Journal of Archaeological Science.

После проведения тщательных анализов бусин (ученые «сканировали» их при помощи потоков нейтронов и гамма-лучей, что позволило не прибегать к инвазивному анализу, который повредил бы артефакты) стало ясно:

железо, из которого сделаны украшения, является метеоритным.

Бусины, сделанные из метеорита // Journal of Archaeological Science Journal of Archaeological Science
Бусины, сделанные из метеорита // Journal of Archaeological Science

Метеоритное железо отличается от рудного прежде всего содержанием примесей, таких как никель, кобальт, фосфор и германий. Содержание этих веществ в бусинах слишком высоко, чтобы сырье имело рудное происхождение.

Отдельного внимания заслуживает и техника изготовления украшений. Древние египтяне применили не стандартные для той эпохи способы изготовления бус (резьба и сверление), а ковку и неоднократный обжиг железа. Делалось это следующим образом: железо превращалось в пластинки толщиной 1–2 мм, которые затем сворачивались в небольшие цилиндрики длиной 1,5–1,7 см. В центре просверливалось отверстие для нанизывания на нить. Такая работа требовала недюжинного мастерства, ведь метеоритное железо очень хрупкий и твердый материал.

Благодаря методам исследования Тило Ререна (в частности, рентгеновскому анализу) стало возможным понять, как именно древние люди изготовили эти бусины, ведь из-за сильной коррозии нельзя было увидеть даже отверстие в центре каждой из них.

Более того, стало ясно: древние люди умели обрабатывать железо еще задолго до начала его производства из руды, причем обработка эта была очень тонким и искусным делом.