«Готовьте стекла и будильники»

6 июня 2012 года состоится последнее в XXI веке прохождение Венеры по диску Солнца.

6 июня 2012 года состоялось последнее в XXI веке прохождение Венеры по диску Солнца. О наблюдениях этого редкого астрономического явления (следующее произойдет в 2117 году) рассказывает сотрудник Государственного астрономического института имение П. К. Штернберга МГУ Михаил Кузнецов.

Среди всех событий, происходящих в нашей Солнечной системе и видимых на небе Земли, есть одно, частота повторяемости которого настолько мала, что целые поколения людей лишены самой возможности увидеть их. И если полное солнечное затмение или парад планет (когда они видны на земном небе примерно в одном направлении) можно наблюдать довольно часто, то такое событие, как прохождение Венеры по диску Солнца, происходит дважды с промежутком в восемь лет, но пары этих событий имеют интервал между собой более ста лет. То есть каждые 243 года повторяются четыре прохождения: два зимой (через 8 лет), затем долгий промежуток в 121,5 года, ещё два летом (опять через 8 лет) и промежуток в 105,5 лет.

Поэтому быть свидетелем такого события — большая удача для любого человека.

Многие из таких прохождений принесли блестящие научные открытия. Ярчайший пример — открытие атмосферы Венеры во время ее прохождения 6 июня 1761 года. Явление тогда наблюдали многие, но только М. В. Ломоносов обратил внимание на ободок, появившийся вокруг Венеры в момент вхождения на диск Солнца, и совершенно верно, как мы знаем сегодня, истолковал свои наблюдения, сказав: «Планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».<1>

Фактически это открытие послужило началом исследования планет Солнечной системы. А в 1769 году уже учениками Ломоносова, использовавшими методы работавшего в Петербургской Академии наук швейцарского математика Леонарда Эйлера, во время следующего прохождения Венеры по диску Солнца впервые была достаточно точно измерена астрономическая единица — среднее расстояние от Земли до Солнца.

Полученной величиной пользовались более ста лет!

Тогда же в наблюдении прохождения участвовала и Екатерина II: ее наблюдательный пункт находился в нескольких километрах от Ораниенбаумского дворца, недалеко от современного города Ломоносова.<2>

Как понятно из названия явления – «прохождение Венеры по диску Солнца», — оно имеет место тогда, когда планета Венера находится точно между Солнцем и Землей. В какой-то степени прохождение Венеры являются аналогом солнечного затмения, когда диск Солнца перекрывается Луной. Но в данном случае видимый диаметр Венеры в тридцать с лишним раз меньше того, который имеет Луна во время затмений, и этого, конечно, не хватает для полного сходства с солнечным затмением, когда наша звезда полностью закрывается Луной.

Поэтому наблюдатель видит маленькое черное пятнышко, перемещающееся по ближайшей к нам звезде.

Явление, когда одно небесное тело с точки зрения наблюдателя из определенной точки проходит перед другим небесным телом, заслоняя его часть, в астрономии называется транзитом. Именно транзиты наблюдает космический телескоп Kepler, в огромном количестве открывающий планеты у других звезд. Наблюдение транзита в нашей Солнечной системе — отличная «тренировка» для поиска планет у других звезд методом транзитов.

6 июня 2012 возможность увидеть прохождение Венеры по диску Солнца будет и у нас. Первое, что необходимо, — это удостовериться, что погода будет благоприятствовать вашим наблюдениям. Посмотрите прогноз и спутниковую карту облачности в интернете (к примеру, на www.sat24.com). Далее выберите место проведения наблюдений: желательно, чтобы это было открытое место, а горизонт с восточной и северо-восточной стороны не был закрыт препятствиями.

Готовьте будильники, так как подняться в этот день нужно рано, желательно еще до восхода Солнца: на большей части нашей страны прохождение будет видно с восхода солнца и до момента схождения Венеры с диска.

Диск Венеры вступит на солнечный диск в 2 часа 08 минут по московскому времени. В Москве в это время Солнце еще будет находиться под горизонтом. Появление Венеры над горизонтом произойдет в 5 часов 14 минут – за 20 минут до наступления середины прохождения — максимальное приближение к центру солнечного диска составит 555 угловых секунд от центра солнечного диска. В 8 часов 36 минут Венера коснется края солнечного диска и начнет схождение с него (третий контакт) – тогда можно будет попробовать наблюдать то, что в 1761 году видел Ломоносов. Завершается явление в 8 часов 53 минуты по московскому летнему времени — высота Солнца над горизонтом в Москве в этот момент составит 29 градусов. В разных источниках могут быть расхождения наступления контактов по времени, поэтому у наблюдателей будет шанс проверить точность расчетных моментов на практике.

Теперь немного о средствах наблюдения. Во-первых, можно обойтись совершенно простыми средствами, такими как закопченное стекло или (что более качественно и удобно) стеклышко от сварочной маски; они всегда продаются в хозяйственных и строительных магазинах. Посмотрев через такое стекло в момент транзита, вы должны будете увидеть меленькую точку на диске Солнца — это и будет Венера. Во-вторых, можно использовать телескоп: в комплект многих современных телескопов для любителей астрономии входят объективные бленды для наблюдений Солнца, отдельно продаются и пленочные фильтры на объектив.

Их можно купить в крупных магазинах, продающих телескопы, нужно знать лишь диаметр вашего телескопа. Они устанавливаются на объектив и ослабляют солнечный свет.

Никогда не смотрите на Солнце в телескоп без фильтра!

Телескопы собирают гораздо больше света, чем глаз, и даже при небольших диаметрах в фокусе концентрируют энергию Солнца настолько, что ее концентрация приближается к солнечной фотосфере, т. е. 6000 градусов. Поэтому будьте предельно осторожны!

Наведение на Солнце можно осуществить через объективный фильтр в телескоп со снятым окуляром. Если же нужна полная безопасность — тогда можно спроецировать изображение Солнца на экран: в этом случае для большего контраста поставьте телескоп так, чтобы экран был в тени деревьев или зонтика. И тогда вас ждут незабываемые кадры и впечатления. А еще, возможно, и новые открытия! Удачных наблюдений!