Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

«Сегодня зарабатывать на образовании в России нельзя»

Николай Андреев о популяризации науки в России 125 лет назад и сейчас

Николай Подорванюк 06.09.2011, 10:58
mathscinet.ru

О популяризации науки в России 125 лет назад и сейчас в интервью «Газете.Ru» рассказал Николай Андреев, заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института им. Стеклова, лауреат премии президента России для молодых ученых в 2011 году.

— К 125-летию со дня выхода первого выпуска первого в России физико-математического научно-популярного журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики» при вашем участии были найдены и отсканированы все выпуски этого издания. Расскажите, пожалуйста, как проходила данная работа?

— ВОФЭМ – действительно во многих смыслах первый. Многие помнят журнал «Квант», но это 70-е года XX века. А «Вестник» выходил с 1886 года по 1917 год, сначала в Киеве, а затем в Одессе. Периодичность — 24 раза в год отдельными выпусками в 24 или 32 страницы каждый. В итоге было выпущено 674 выпуска.

Команда, реализовавшая проект, это Виталий Арнольд, Василий Бусев, Елена Зернышкина, Роман Кокшаров, Сергей Маркелов и я. Некоторых из нас познакомил с этим журналом великий школьный геометр Игорь Федорович Шарыгин (1937–2004). Как только смогли — попытались отсканировать несколько номеров, выложили в открытый доступ в библиотеке сайта Math.Ru, но это была лишь малая часть в плохом качестве. И других возможностей не было.

Пару лет назад появилось ощущение: уже сможем качественно представить весь журнал.

И при поддержке Математического института им. В. А. Стеклова РАН, Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского РАО и фонда Дмитрия Зимина «Династия» задумка была реализована.

Мы находили выпуски журнала в букинистических и антикварных магазинах, выкупали, сканировали на листовом сканере, частично программно, частично вручную обрабатывали сканы. Это позволило сделать почти половину. К сожалению, журналы — не книги: они и тонкие, и бумага похуже, поэтому количество сохранившихся экземпляров существенно меньше, чем количество книг того времени, и далеко не все было найдено. Даже библиотек не так много, где хотя бы частично сохранился ВОФЭМ. Много выпусков из оставшейся части предоставила библиотека им. К. Д. Ушинского, остальные собирались по одному в разных местах.

В действительности сейчас отсканированы все смысловые страницы журнала.

В некоторых выпусках не хватает обложек и рекламных страниц, вставлявшихся в журнал, и их поиск еще ведется.

Сразу была поставлена высокая планка сканирования — 600 dpi, цвет. При этом передается даже фактура бумаги. Задача — максимально приблизить процесс чтения с экрана к листанию бумажного издания. Завершил выполнение этой задачи наш дизайнер и программист Роман Кокшаров. Он создал соответствующую по духу программу просмотра. При этом она собирает части статей из разных выпусков, при печати на принтер посылается черно-белый вариант, чтобы экономить тонер. Тут я не то чтобы хвалюсь достижениями, все это, конечно, в итоге мелочи, но приятные мелочи. Я просто призываю людей, делающих электронные библиотеки в XXI веке, максимально передавать дух бумажной книги, ну и, конечно же, заботиться о читателях.

Проект некоммерческий, и весь он реализован без государственных денег.

А все итоги работы свободно доступны на сайте http://vofem.ru. Более того, понимая, что во многих региональных школах скорость интернета еще не так хороша, как хотелось бы, наш фонд «Математические этюды» будет бесплатно рассылать локальную версию проекта на красиво упакованных дисках школьным учителям и в библиотеки по мере возможности.

— Приведите примеры, что читатели найдут в журнале «Вестник опытной физики и элементарной математики»? Какие-то научно-популярные статьи, интересные задачи? Какие материалы журнала выделили бы лично вы?

— Да, действительно, с содержательной точки зрения главное — это научно-популярные статьи того времени и очень хорошие задачи. Многие печатались в этом журнале. Кроме того, там много материалов по истории науки и образования. Материалы конгрессов, кружков того времени… Но это все — профессиональная часть, тут действительно кладезь, описание которого не помещается в одно интервью.

А для широкого читателя «Газеты.Ru» отмечу ненаучную часть, которая совсем не главная, но тоже интересная.

Во-первых, язык, построение фраз, которыми можно просто любоваться. Во-вторых, в то время не было электронных писем, и редакция общалась с читателями прямо на страницах журнала. Обсуждали проблемы образования, проблемы издания журнала, события, происходившие в науке и стране. И это тоже очень интересно. Интересна даже реклама книг, журналов, печатавшаяся на последней обложке.

У всех свои интересы, а журнал тем и хорош, что в нем встречаются разные темы и аспекты. Скажу честно, что нас самих удивила статистика сайта — ежедневные тысячи посетителей, изучающих самые разные материалы журнала.

— Вы являетесь создателем сайта «Математические этюды», за который вам в этом году была вручена премия президента России для молодых ученых. Расскажите немного об этом сайте и о его создании.

— «Математические этюды» — это увлекательные короткометражные фильмы о решенных и нерешенных математических задачах. Подбор задач и изложение таковы, что сюжеты интересны не только увлеченным математикой, но и обычным людям. Собственно, основная задача проекта — заинтересовать. Показать, что математика — это на самом деле очень красивая и очень мощная наука. Впрочем, математики также находят в выбранных темах много интересного. Вообще, мы стараемся делать так, чтобы сюжеты были многоуровневыми и люди с разными знаниями и увлечениями находили бы что-то интересное и полезное для себя.

Про то, какие именно сюжеты встречаются у нас, рассказывать не буду — это лекция на несколько часов. Лучше читателям посетить нашу полянку в сети интернет по адресу http://etudes.ru и посмотреть самим. Работа над фильмами идет и дальше, уже готово несколько новых, которые в скором времени появятся на сайте.

Упомяну лишь тематику, выделенную в отдельный сайт, — механизмы П. Л. Чебышева. Пафнутий Львович Чебышев, будучи великим математиком XIX века, создавал очень интересные шарнирные механизмы. Они являются прекрасной иллюстрацией его фразы: «Сближение теории с практикой даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под влиянием её». Сохранить и популяризировать уникальное наследие — основная задача этого направления нашей деятельности.

Но этюды — это не только сайты. По материалам проекта читается более 60 увлекательных интерактивных научно-популярных лекций в год в разных уголках России.

В основном, конечно, для школьников и учителей, студентов и преподавателей, но не только. Пример подобной лекции, урезанной под телевизионное вещание (без общения с залом), читатели могут найти в архиве передачи Academia телеканала «Культура».

Создателем этюдов являюсь не я один. С Михаилом Калиниченко — специалистом по 3D-графике — мы начали делать фильмы осенью 2002 года. А с появлением в команде Романа Кокшарова, нашего художника, web-программиста и дизайнера, осенью 2005 года появилась полянка «Математических этюдов» в сети интернет. Сейчас наша уютная полянка уже не вмещает всё, что мы хотим, немного устарела по техническим возможностям, и мы готовим новый дизайн, который запустим по осени. Надеюсь, нашим постоянным посетителям, а их у нас много, он понравится. Расчетами для фильмов, а в них все движения выверены строго математически, занимается математик Никита Панюнин. А организационная деятельность и изготовление математических моделей лежит на Никите Шавельзоне. Так что проект — это плод ежедневных усилий большой профессиональной команды (выше перечислены лишь, так сказать, отцы-основатели), у которой цель — не зарабатывание денег на образовании, а создание очень качественного продукта.

— При вручении премии молодым ученым вы общались с президентом Медведевым. О чем шла речь в той беседе? Какие у вас в целом остались ощущения от церемонии, от общения с коллегами и с президентом?

— Просто по-человечески – побывать в Кремле на подобной церемонии, конечно же, интересно. Желающие найдут в интернете расшифровки церемонии награждения и той беседы. Для меня важно, и это я говорил на вручении, что отметили такой род деятельности, как популяризация науки и в частности математики. Но сейчас уже надо обсуждать не то, что говорили, а что из этого претворяется в жизнь. Увы, не могу сказать, что это в популяризации науки дало моментальный толчок той силы, который хотелось бы, но некоторые подвижки, как мне кажется, все же есть.

— Кем вы себя считаете в первую очередь: ученым или популяризатором науки?

— Конечно же — популяризатором науки. Как любое любимое дело, это захватывает все имеющееся в сутках время. Кроме того, не сочтите за хвастовство, у нас сложилась уникальная команда. Аналогов ей нет в мире. В ней профессионалы из разных областей понимают друг друга с полуслова. Не воспользоваться мощью этой команды было бы преступлением. И я надеюсь, что наша команда принесет еще много пользы нашей стране и вообще математическому образованию в мире.

— Как вы оцениваете уровень российской науки в настоящее время? Считаете ли вы, что в последние годы он начал расти или, наоборот, продолжает падать?

Мне сложно аккуратно оценить знак производной. Во многом потому, что больше всего я общаюсь с математиками. У нас меньше проблем с теми темами, которые постоянно появляются в СМИ, — закупки дорогостоящего оборудования, ввоз каких-то препаратов… Что же касается продвигаемых сейчас способов оценки научной деятельности ученых (и, соответственно, уровня института, страны…) — типа индексов цитирования — то, думаю, многие понимают, что все зависит от интерпретации. В фундаментальной науке оценить то или иное исследование не так просто — процент надоя коров буквально завтра от них не меняется. Позволю себе напомнить читателям про две статьи Алексея Николаевича Крылова — «Прикладная математика и техника» и «Значение математики для кораблестроителя», где обсуждается роль фундаментальных математических исследований. Поэтому отвечу по житейскому восприятию: мне кажется, сейчас немного «устаканилось», попривыкли жить в современных условиях. И если не будет уменьшаться финансирование, не будет увеличиваться количество бумаг, то, возможно, уровень и начнет расти.

Я вижу ребят на лекциях; у нас, в Математическом институте им В. А. Стеклова РАН, в последние годы появилась очень сильная молодежь, так что потенциал есть.

Проблемы, конечно, тоже есть. Но главное — чтобы государство на деле воспользовалось имеющимся потенциалом.

— Насколько высоким или низким является уровень популяризации науки в нашей стране? Чего не хватает: научного телеканала, большего количества научно-популярных журналов или чего-то еще?

— Традиции популяризации естественных наук, в особенности математики и физики, уникальны и очень сильны в России. В частности, принято, что великие ученые напрямую общаются с детьми – читают популярные лекции, отвечают на вопросы, ставят задачи (некоторые записи последних лет доступны в интернете, например, в видеотеке сайта Math-Net.Ru). Было принято, что ученые, по существу, принимали решения в том, каким быть образовательному процессу. И это давало свои результаты. Приятно, что даже Д. А. Медведев это признает и отметил на проходившем в августе педагогическом собрании в Адыгее.

Так что традиции есть, и наши проекты как раз основаны на них и стараются развивать их. В Математическом институте им. В. А. Стеклова РАН — ведущем математическом центре нашей страны — по инициативе директора академика В. В. Козлова впервые в структуре РАН создана Лаборатория популяризации и пропаганды математики.

Одна из важных причин высокого качества наших проектов — то, что они реализуются в среде Математического института, в постоянном контакте с выдающимися учеными.

Хочется надеяться, что в других академических институтах, где тоже есть люди, занимающиеся популяризацией своих наук, их деятельность будет поддерживаться и административно тоже.

Что касается появляющихся сейчас научно-популярных журналов или передач, то они зачастую во многом являются калькой с заграничных. Хорошо, что появляются, но опять же российские традиции заключаются в том, что если зацепил, то чему-то научить, а в заграничных вариантах все более поверхностно. И, к сожалению, зачастую такие проекты реализуются без должного участия наших ученых.

Конечно же, мы не можем сейчас конкурировать в создании очень красивых «видовых» фильмов, представленных, к примеру, на канале National Geographic. Это многолетний опыт профессиональных команд, огромные финансовые вливания. Но в области естественных наук, мне кажется, мы довольно быстро могли бы выйти на очень высокий уровень — профессиональная студия, соответствующая запросам научной популяризации, при работе с нашими учеными могла бы сделать очень мощный рывок.

Еще один тип популяризации, где мы отстаем, это интерактивные музеи науки.

В последнее время стали появляться небольшие аналоги того, что есть за границей, но в некоторых случаях основной идеей создания является зарабатывание денег на бизнес-схеме, в других случаях не хватает финансов и масштабов, в каких-то случаях, опять же, закупаются зарубежные экспонаты без адаптации пояснительных механизмов к нашей молодежи. А ведь подобные музеи, где все можно потрогать, очень запоминаются детям. Но важно, чтобы они еще и давали знания.

В конце замечу, что популяризация науки крайне важна, но это лишь способ увлечь, а ни в коей мере не замена образованию.

Действительно, одна из проблем современной школы, что дети не понимают, зачем учить то или иное. Если им увлекательно и качественно показать — зачем, они сами захотят выучить тот или другой предмет. Чем выше уровень образованности общества и чем больше у людей желание познать новое, тем более высокий уровень популяризации можно использовать. Но главное, это все же общее фундаментальное образование, которое закладывается в школе-вузе, а тут у нас еще много проблем.

— Каких новых проектов от вас можно ждать в ближайшем будущем?

— Идей у нашей команды очень много. Но, по нашему глубокому убеждению, в сегодняшней ситуации зарабатывать на образовании в России нельзя. Хорошие проекты должны быть общедоступными, причем не только для московской или городской молодежи. Более того, образованность нужно не только популяризировать, но и пропагандировать, т. е. аккуратно навязывать.

Поэтому мы не зарабатываем деньги на образовательных проектах, и, соответственно, реализация многих проектов зависит, к сожалению, от ненаучных факторов — нахождения донорских средств на них.

Но в любом случае идеи будут реализовываться, вопрос только в том, насколько широко. К примеру, некоторые наглядные пособия по математике полезно бы иметь во всех школах. По-хорошему, нужно создавать в стране интерактивный музей естественных наук с филиалами, со своим производством, которое будет обеспечивать и потребности в наглядных пособиях российских школ. Пока возможностей по созданию музея нет, будем разрабатывать опытные образцы, а их чертежи будем выкладывать в новом разделе «Математических этюдов». Если в школе есть трудовик или родители «с руками», то они смогут сделать для школы эти пособия, и так постепенно классы будут наполняться. Это всего лишь один пример, а хороших, на наш взгляд, идей, важных для страны, действительно много.