«Запрещается не трогать»

Польза интерактивных музеев науки

Побывав в Московском планетарии, Валенсийском музее науки и в московском же музее занимательных наук «Экспериментаниум», корреспондент «Газеты.Ru» размышляет о пользе подобных учреждений, а также вспоминает, что подобный музей был в СССР в конце 30-х — начале 40-х годов, и создал его знаменитый популяризатор науки Яков Перельман.

Наглядные и в какой-то мере развлекательные экспозиции, показывающие, как устроен мир, — это важная часть образовательно-воспитательного процесса общества. В первые годы жизни человека одной из важнейших стадий такого процесса является обучение грамоте. Раньше основным «инструментом» такого процесса являлся букварь, и чем больше в нем было поясняющих картинок, тем более «продвинутым» считался букварь. В наше время произошла эволюция букваря: это теперь не просто книжка, а книжка с кнопками, которая сама произносит нужные буквы или даже целые слова, после нажатия на нужные кнопки.

Такая же эволюция произошла и в отношении музейных экспонатов, которые наглядно показывают устройство мира как детям, так и взрослым.

Раньше «науку в массы» несли естественнонаучные музеи (как московские Дарвиновский, Палеонтологический и Политехнический), где большинство экспонатов являлись статическими. Теперь же, в последние 10—20 лет, по всему миру появляется огромное количество музеев науки, которые располагают большими коллекциями высокотехнологичных интерактивных экспонатов, то есть экспонатов, которые требуют непосредственного участия посетителя музея. Таких музеев по нескольку штук есть в таких странах, как Великобритания, США, Япония, Франция, Испания, и это далеко не полный список. Автор этих строк недавно побывал в одном из испанских музеев науки, который находится в Валенсии. Музей был открыт в 2001 году, и с момента открытия его посетили 25 млн человек!<3>

Слоган музея звучит следующим образом: «Запрещается не трогать, не чувствовать и не думать».

Вот несколько примеров таких интерактивных экспонатов музея в Валенсии, с некоторыми из которых можно ознакомиться из фоторепортажа к данной заметке. Если попросить человека положить руки на специальные металлические пластины, тот замкнет электрическую цепь, и таким образом можно проверить, насколько хорошо он проводит электричество. С помощью микрофона и наушников в онлайн-режиме можно услышать, как изменится частота вашего голоса, проходя через специальное устройство модуляции. Очень эффектно выглядит игра Mindball, в которой для победы нужно заставить стальной шарик покатиться к воротам противника с помощью электрической активности своего мозга. Активность мозга фиксируется специальными датчиками на повязках, которые играющие надевают себе на лоб, и передается в компьютер, который управляет магнитами, перемещающими шарик.<1>

До недавнего времени в России не было подобных музеев, но, к счастью, в 2011 году ситуация изменилась.

Так, Московский планетарий, который откроется 12 июня, содержит в себе большое количество подобных интерактивных экспонатов, с некоторыми из которых можно было ознакомиться из фоторепортажа в «Газете.Ru». Маятник Фуко, модели черных дыр, «плазменный шар», тепловизоры — это только несколько представителей стандартного набора интерактивных экспонатов современных музеев науки. Такие экспонаты есть как в Планетарии, так и еще в одном музее, который в начале марта открылся в Москве. Речь идет о музее «Экспериментаниум», который находится на Бутырской улице.

Данный музей создали четыре энтузиаста, которым «стало ясно, что в Москве не хватает интерактивных музеев и вообще мест, где ребенок мог бы обучаться, развлекаясь». Концепция музея отчасти выражена в его названии (музей занимательный наук), а его слоганом является фраза: «Экспериментируй, испытывай, делай опыты».

Об этом музее отдел науки «Газеты.Ru» еще расскажет подробнее. Сейчас же заметим, что частичной основой «Экспериментаниума» стала информация о Доме занимательных наук Якова Перельмана, который открылся в Ленинграде в 1935 году, а во время войны был практически уничтожен и прекратил свое существование.

Книги Якова Перельмана «Занимательная физика», «Занимательная математика» и другие в Советском Союзе были тем самым классическим «букварем» для тех, кто хотел лучше познать некоторые науки и больше узнать об устройстве мира.

Подобно тому, как теперь буквари могут произносить буквы, идеи Якова Перельмана нашли воплощение в виде музеев науки с наглядными интерактивными экспонатами. У многих известных ученых их научная карьера началась с чтения книг Перельмана. Значит, можно ожидать, что и в России с открытием Планетария, с развитием «Экспериментаниума», а также эволюцией Политехнического, Палеонтологического, Дарвиновского и других музеев возрастет число людей, интересующихся наукой.