Впереди планеты всей

Новый естественный спутник Земли обнаружен астрономами

Новый естественный спутник Земли — астероид-троянец 2010 TK7 размером около 300 метров — обнаружен астрономами. Объект интересен тем, что он все время как бы опережает нашу планету на орбите, так как находится вблизи точки Лагранжа L4.

В системе из двух массивных тел существуют пять точек (они названы в честь французского ученого Жозефа Луи Лагранжа, а их другое название — точки либрации), в которых на третье тело, обладающее пренебрежимо малой массой, не действует никаких других сил, кроме гравитационных сил со стороны двух массивных тел. Три точки находятся на прямой, соединяющей два массивных тела, и в системе Солнце – Земля эти точки являются идеальным местоположением для научных спутников, так как это облегчает калибровку относительно нашей планеты и нашей звезды, обеспечивает постоянную видимость Солнца и так далее. <1>Так, солнечная обсерватория SOHO находится в точке L1, расположенной внутри орбиты Земли. Точка L2, которая симметрична точке L1 относительно Земли, стала прибежищем для таких космических аппаратов, как изучающий реликтовое излучение спутник WMAP и телескопы Planck и Hershel. Менее удобной в плане запуска спутников является точка L3, которая находится за Солнцем, на противоположной стороне земной орбиты.

Две другие точки Лагранжа, L4 и L5, располагаются в вершинах равносторонних треугольников, одной стороной из которых является отрезок, соединяющий два массивных тела.<2>

В системе Солнце – Юпитер в этих точках располагаются порядка 5 000 небольших астероидов, получивших название из греческой мифологии, — троянцы.

Такие спутники до недавнего времени были известны лишь у Нептуна и Марса. В новом номере журнала Nature группа из трех астрономов, живущих и работающих в США и Канаде, опубликовала статью, где сообщается об открытии спутника-троянца 2010 TK7 у Земли. Размеры этого астероида составляют чуть менее 300 метров, его орбита располагается на поверхности вблизи точки L4.

То есть приблизительно 2010 TK7 движется по орбите синхронно с Землей, опережая нашу планету на 60 градусов или, если говорить в мерах циферблата, на четыре часа.

Такой астероид трудно было бы открыть при наблюдениях с Земли, так как он обладает небольшим размером, его видимая звездная величина достаточно мала, и он находится от Солнца на небольшом видимом угловом расстоянии в 60 градусов. Поэтому первые свидетельства существования такого астероида были получены с помощью инфракрасного телескопа WISE, отправленного в космос в декабре 2009 года.

Этот астероид не первый спутник Земли, открытый телескопом WISE. Не так давно этот инструмент обнаружил объект 2010 SO16, который представляет собой астероид размеров 200–400 метров и движется по «подковообразной» орбите с периодом 175 лет, меняя направление своего движения при сближении с Землей. <4>

Что касается первого открытого «троянца» Земли, то он совершает один оборот вокруг точки Лагранжа L4 за 395 лет. При этом математическое моделирование позволяет проанализировать и предсказать орбиту астероида на период «всего» в несколько тысяч лет.