Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Видам не видать разнообразия

Ученые призывают объединить усилия по защите окружающей среды

Полностью остановить падение видового разнообразия на Земле невозможно, однако срочные меры по спасению лесов и борьба с изменением климата способны замедлить сокращение числа видов обитателей планеты, констатируют ученые. Однако для достижения этих целей необходимы комплексные международные природоохранные программы.

Природа в XXI веке будет продолжать меняться под воздействием человека, показал анализ нескольких глобальных исследований будущего биологического разнообразия. Снижение числа видов растений и животных, обитающих на Земле, скорее всего, неизбежно, констатируют эксперты.

Остановить падение видового разнообразия не получится, однако люди имеют все возможности замедлить его, предпринимая меры по защите окружающей среды, считают эксперты международной программы по изучению биоразнообразия.

Работа, выполненная коллективом из 23 ученых, представляющих 9 стран мира, будет опубликована в завтрашнем номере Science.

Исследователи сравнили результаты пяти глобальных исследований по оценке состояния окружающей среды и обобщили их с работами по прогнозированию будущего биологического разнообразия.

Все исследования сходятся в одном: чтобы избежать вымирания все большего числа видов животных и критического изменения экосистем, необходимы фундаментальные изменения в сознании общества.

«Сейчас замалчивание проблем окружающей среды и продолжение обычного хода деятельности человеческих обществ, несомненно, приведет к катастрофическому снижению видового разнообразия на Земле. Даже при самом оптимистическом сценарии к концу века мы потеряем значительное количество биологических видов. Ну а задача «остановить падение видового разнообразия к 2020 году» хороша, но совершенно нерешаема», – говорит один из руководителей работы – Пол Лидли. Его слова приведены в пресс-релизе программы DIVERSITAS, поступившем в «Газету.Ru».

Ученые возлагают большие надежды на программы по снижению скорости изменения климата и особенно предотвращению вырубки лесов. Их выполнение автоматически приведет к замедлению падения биологического разнообразия, так как будут спасены важные области обитания животных. Однако эти меры должны предприниматься срочно – «окно» возможностей спасения вымирающих видов скоро закроется.

Чтобы спасти исчезающие виды, необходимо увеличить площади лесного покрова планеты на 15% к 2030 году.

Если вырубка лесов будет вестись текущими темпами, то их площадь, напротив, уменьшится на 10% в ближайшие 20 лет.

Создание межправительственной организации по биоразнообразию и экосистемам по образу и подобию Межправительственной группы по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC) – очень важный шаг для выработки общих стандартов и индикаторов оценки видового разнообразия и координации усилий по спасению вымирающих животных.

«Проблемы требуют безотлагательного решения: ставки для человечества слишком высоки. Ученые должны объединиться и убедить политиков в необходимости охраны окружающей среды, выступив единым фронтом», – считает второй руководитель работы, Мигель Перейра из Университета Лиссабона (Португалия).

Кроме того, необходимо объединить усилия ученых для изучения текущей ситуации в экосистемах Земли и правильного прогнозирования перспектив. Сейчас оценки скорости падения биоразнообразия самые разные – от 1% за 100 лет (так было предыдущее столетие) до более 50%.

Один из основных источников такого разброса данных – отсутствие точной оценки скорости вымирания (это могут быть десятилетия или тысячелетия). Отсюда возникает неопределенность в используемых моделях и, как следствие, неточность прогнозов.

Более пристального исследования требуют изменения в распределении видов, их области обитания, а также краткосрочные изменения численности популяций. Они могут оказывать серьезное влияние на благополучие человеческих обществ, а также оперативно отражать влияние человека на окружающую среду.

Например, продолжающееся падение популяций крупных рыб из-за слишком активного рыболовства, миграцию обитателей океанов к полюсам со скоростью более 40 км за 10 лет из-за изменения климата, а также 10–20-процентное падение разнообразия наземных животных из-за расширения культивируемых земель – серьезные показатели влияния человека на природу.

Конечно, достигнуть компромисса между потребностями человека и сохранением видового разнообразия непросто,

но необходимо разрабатывать условия соблюдения такого баланса, считают ученые.

«Важно то, что падение биологического разнообразия в XXI веке приведет к сильному изменению областей распространения некоторых видов животных, что скажется в том числе и на хозяйственной деятельности человека», – подытожил Перейра.

«Авито Недвижимость»: стоимость аренды жилья в Москве упала более чем на 20%