Арахниду засыпало с динозаврами

Обнаружены останки самого древнего паука

Обнаружены хорошо сохранившиеся останки паука, жившего 165 млн лет назад. По строению этот современник динозавров схож со своими ныне живущими родичами, что показывает эволюционную консервативность этого семейства.

Доисторическая эпоха – древняя таинственная эра, знакомая нам больше по полусказочным мультфильмам, чем по историческим свидетельствам. Только камни способны уверенно просуществовать сотни миллионов лет. Живым организмам такое не под силу, да и их останки слишком недолговечны. Именно поэтому каждая такая находка – послание из глубины веков – уникальна и привлекает большой интерес.<4>

Одна из таких находок – обнаруженные на территории Китая ископаемые останки паука Eoplectreurys gertschi, жившего 165 млн лет назад, в разгар юрского периода.

Исследование образца публикует Naturwissenschaften.

Останки животного были найдены во время археологических раскопок на севере Китая, во Внутренней Монголии. В этом регионе уже находили ископаемых саламандр, небольших примитивных млекопитающих, насекомых и ракообразных. Ученые предполагают, что во время юрского периода регион раскопок находился на дне озера, сформировавшегося в области высокой вулканической активности.

Находка такого древнего паука – единичный случай. Мягкие тела арахнид особенно сильно подвержены разрушению со временем. Изученному археологами пауку сильно «повезло»: его засыпало вулканической золой. Мельчайшие частички глины сдавили тельце животного, не разрушив тонкую внешнюю оболочку. Обычно седиментационные фрагменты почвы более крупные, и они разрушают, полностью или частично, хрупкие покровы.

Древний паук E. gertschi обладает всеми особенностями современных аналогичных арахнид, найденных в Северной Америке. Скорее всего паукообразные мало эволюционировали со времен юрского периода, предполагают авторы работы. Например, серповидные структуры на тельце животного обнаружены как у древнего, так и у современного пауков. Благодаря этому современный паук выглядит как гость из древних времен, считают ученые.<1>

Исследование ископаемой арахниды также позволяет предположить, что семейство пауков Plectreuridae в доисторические времена было гораздо более многочисленным и проживало на большей территории, чем сейчас.

В настоящее время его представители обнаружены лишь на территории Калифорнии, Аризоны, Мексики и Кубы. 165 млн лет назад эти пауки жили и на небольшом континенте, условном называемом сейчас Северокитайский блок. Изменение растительности во время ледникового периода заставило их покинуть северные территории, но теплый юго-запад Америки до сих пор подходит им.