Мегапроекты эпохи кризиса

На что государство и корпорации потратят деньги несмотря на рецессию

Масштабные стройки, которые были любимым детищем российских властей на протяжении последнего десятилетия, останутся приоритетом и в кризисном году. Только из средств Фонда национального благосостояния на их финансирование потратят свыше полумиллиарда рублей. Сопоставимую сумму выделят компании и бюджет. Правда, эти инвестиции не помогут России справиться с рецессией.

Российские власти утвердили финансирование нескольких проектов из средств ФНБ, заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев после недавнего совещания у президента в Ново-Огареве. По его словам, общая сумма вложений из ФНБ составит 525 млрд руб.

БАМ, газ, атом и ЦКАД

Речь идет о проекте «Восточный полигон», то есть модернизации железнодорожных путем БАМа и Транссиба, общий объем финансирования — 150 млрд руб. до 2018 года, пояснил министр. «Кроме того, проект создания мощностей по производству сжиженного газа «Ямал СПГ» на 150 млрд руб. из ФНБ. Это также проект «Росатома» по строительству АЭС в Финляндии — и тоже 150 млрд руб., начало работы по проекту Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД)», — рассказал он. Президент Владимир Путин на том же совещании призвал «обеспечить качественный рост экономики, не забыть про системные задачи, про диверсификацию экономики». «Мы обсуждали, что могло бы иметь системный, комплексный эффект для всей экономики Российской Федерации. Это, конечно, прежде всего инфраструктурные крупные проекты», — подчеркнул президент.

Пока, по данным «Газеты.Ru», ни одна из компаний денег из ФНБ не получила. Об этом, в частности, сообщили в РЖД и госкомпании «Автодор», которые реализуют проекты «Восточный полигон» (БАМ и Транссиб) и ЦКАД. Частный НОВАТЭК оставил вопросы «Газеты.Ru» без ответа. В конце января этого года компания сообщила, что ОАО «Ямал-СПГ» выпустит облигации на сумму $4,6 млрд, которые будут размещаться в пользу Минфина двумя траншами, эквивалентными 75 млрд руб. каждый. Напомним, что в «Ямал-СПГ» 60% акций принадлежит НОВАТЭКу, по 20% — французской Total и китайской CNPC. В рамках проекта «Ямал-СПГ» предполагается освоение Южно-Тамбейского месторождения на Ямале и строительство трех очередей завода по производству сжиженного природного газа мощностью 5,5 млн тонн в год каждая. Первая очередь должна быть запущена в 2017 году. На данный момент это самый дорогой инвестиционный проект, который реализуется в России. Поскольку почти весь объем газа законтрактован, перспективы у «Ямал-СПГ» вполне хорошие. Так, 23 января этого года был заключен 20-летний контракт между трейдером проекта Yamal Trade и Gazprom Marketing & Trading Singapore на 2,9 млн тонн СПГ в год. СПГ будет поставляться на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно в Индию. Что касается «Восточного полигона», то его стоимость составляет 592,4 млрд руб., из них средства Фонда национального благосостояния — 150 млрд руб. (26,7%), собственный капитал ОАО «РЖД» — 261,1 млрд руб. (46,4%), заемное финансирование — 41,1 млрд руб. (7,3%), бюджетные ассигнования — 110,2 млрд руб. (19,6%). РЖД подготовили весь необходимый пакет документов для проведения допэмиссии на 50 млрд руб. (за 2014 год), однако дополнительный выпуск еще не выкуплен, сообщили «Газете.Ru» в компании. Но работы по проекту ведутся в соответствии с запланированным графиком.
Напомним, что «Восточный полигон» предполагает модернизацию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба для создания провозной способности к 2020 году в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока в размере 66 млн тонн в год дополнительно к уровню 2012 года.

В госкомпании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), которая отвечает за Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) в Московской области, «Газете.Ru» пояснили, что в 2015 году в соответствии с программой деятельности компании на проекты строительства ЦКАД должно быть выделено 10 млрд руб. из бюджета России. Еще 40 млрд руб. составят средства ФНБ, которые будут получены путем размещения облигаций «Автодора». «В 2015 году начнется строительство пятого пускового комплекса ЦКАД, продолжится строительство первого, завершится подготовка территории под строительство третьего пускового комплекса и продолжится подготовка территории для строительства четвертого пускового комплекса», — рассказали в госкомпании о планах реализации проекта. На проекте «Росатома» по строительству АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии подробно останавливаться не будем, поскольку он реализуется не в России, хотя энергоблок и другое ключевое оборудование будут отечественного производства. «Русатом Оверсиз» поставит на станцию реактор ВВЭР-1200.

По данным из открытых источников, общая стоимость проекта оценивается в €6,5 млрд. Из этой суммы €1,6 млрд вложит финская Fennovoima, остальное придется на «Русатом Оверсиз». Соответственно, часть расходов российской стороны покроют средства из ФНБ.

Мост, футбол и газопровод

К указанному списку объектов, которые получат финансирование из государственной «заначки», следует добавить еще несколько «мегапроектов». Это, конечно же, Керченский мост (за проект отвечает Росавтодор), газопровод «Сила Сибири» (его строит «Газпром»), космодром Восточный (находится в ведении Роскосмоса), а также объекты чемпионата мира по футболу 2018 года (Минспорт). Про «Силу Сибири» известно, что «Газпром» начнет ее сооружение в текущем году. В частности, он должен отобрать подрядчиков и поставщиков. По некоторым данным, вопреки традиции последних лет «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга рискует не получить подряд, поскольку компания подпала под западные санкции и не может импортировать американскую и европейскую технику и оборудование, которые могут понадобиться для стройки. Впрочем, вполне возможно, что Аркадий Ротенберг и сам не захочет браться за «Силу Сибири», ведь правительство уже назначило его единственным подрядчиком работ по проектированию и строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Мост будет иметь четыре автомобильные полосы и две железнодорожные нитки. «Окончание реализации проекта необходимо обеспечить в срок не позднее декабря 2018 года», — указывается в распоряжении.

Вице-премьер Дмитрий Козак на совещании президента Владимира Путина с членами правительства 4 февраля этого года сообщил, что «в результате конкурентных переговоров и за счет оптимизации технологических решений удалось снизить предельную стоимость моста на 19 млрд руб... Сегодня предельная цена по распоряжению правительства, по контракту, который в настоящее время заключается, — 228,3 млрд руб.».

Он подчеркнул, что «эта цена ни в ходе проектирования, ни в ходе строительства не может быть изменена по условиям контракта». В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) «Газете.Ru» также заявили, что «после завершения проектирования стоимость строительства будет уточняться». «По нашим расчетам, она изменится в меньшую сторону», — отметил представитель Росавтодора. В агентстве уточнили, что на настоящий момент выполнен комплекс инженерных изысканий, а в октябре 2014 года оформлен акт выбора трассы транспортного перехода. При этом иные варианты конструкции перехода, кроме как строительство автомобильно-железнодорожного моста, сейчас не обсуждаются.

Аркадий Ротенберг в интервью «Коммерсанту» заявил, что Керченский мост станет его последним крупным проектом, за который он взялся не ради денег. «Если позволите, это мой вклад в развитие страны», — сказал он.

Два последних мегапроекта — подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года и строительство космодрома Восточный. Последний объект строится уже не один год, и темпы работ отстают от графика: первый старт должен был состояться в 2015 году, но, вероятнее всего, ни одна ракета не взлетит в этом году. Кроме того, подрядчики уже немало денег растратили нецелевым образом. В итоге Восточный теперь находится под личным контролем вице-премьера Дмитрия Рогозина и президента Владимира Путина. Закупки теперь проверяет Федеральная антимонопольная служба. В конце января этого года глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что перерасход средств на Восточном составляет 13 млрд руб. Результаты проверки направлены в Следственный комитет России. В октябре 2014 года СКР возбудил два дела, которые объединены в одно производство. Арестованы экс-глава ФГУП «Дальспецстрой» Юрий Хризман и его экс-главбух Владимир Ашихмин.

С чемпионатом мира по футболу тоже не все гладко. Некоторые проекты отстают от графика, а девальвация рубля сделала проекты стадионов более дорогими. Глава Минспорта Виталий Мутко оценил подорожание в 25–30%.

«В смете прописана одна цена на бетон, на рынке она другая, и у подрядчика просто закончатся деньги раньше окончания работ», — говорит Мутко. При этом он заявил, что его ведомство собирается сократить операционные расходы на 10%. Сейчас ведомство ищет способы сокращения, один из вариантов — сокращение числа постоянных мест на стадионах. В Минспорте «Газете.Ru» оперативно пояснить детали оптимизации расходов и проектов не смогли.

Кризисный триллион

Общая стоимость мегапроектов, которые сейчас реализуются в России, превышает 4,1 трлн руб. В текущем году, если все 525 млрд руб. из ФНБ будут выделены и потрачены (а этого, скорее всего, не будет, поскольку для некоторых проектов финансирование растянуто на несколько лет), а также все компании выполнят свои инвестиционные планы, в мегапроекты будет вложено примерно 1 трлн руб.

Никакой погоды эти расходы не сделают, экономику страны из рецессии не вытянут. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в текущем году объем инвестиций в основной капитал сократится на 13,7%. Не подтянется за счет заказов на стройматериалы и оборудование и промышленность: здесь сокращение ожидается пусть и не таким большим (минус 1,6%), но все же это будет спад, а не рост.

Некоторые эксперты полагают, что нет смысла «мариновать» деньги в ФНБ, а стоит их потратить. «На мой взгляд, для того, чтобы решить неотложные задачи и самортизировать удар от санкций, ФНБ нужно потратить целиком. Тем более речь идет о возвратности денег, — говорил в интервью «Газете.Ru» главный экономист ВЭБ Андрей Клепач. — Банки сейчас, в условиях неопределенности, не дают кредиты на длительные сроки. Но государство и государственные институты, такие как ВЭБ, могут выдавать кредиты на на шесть, семь, десять лет и более».

Сейчас утвержденная сумма 525 млрд руб. составляет всего около 12% средств ФНБ (4,388 трлн руб. на 1 января 2015 года). Что делать с остальными деньгами, правительство, очевидно, не знает.