В России опровергли открытие учеными из США муравья-кочевника возрастом 40 млн лет

Палеоэнтомологи Санкт-Петербургского университета доказали, что найденный в конце 2022 года американскими учеными муравей в куске янтаря не является древнейшим представителем муравьев-кочевников, как считали авторы находки, а представляет собой современный вид возрастом лишь несколько сотен лет. Об этом «Газете.Ru» рассказали в СПбГУ.

О своем открытие ученые из США заявили в конце 2022 года в журнале Biology Letters – муравья нашли в балтийском янтаре, хранившемся в Гарвардском университете почти 100 лет. По их утверждениям, древнейший вид стал первым окаменелым остатком муравьев-кочевников, как правило живущих в Африке и юго-восточной Азии. Причем найденная особь была не похожа на другие роды данного вида, поэтому ученые выделили находку в новый род и вид — Dissimulodorylus perseus.

Однако их российские коллеги заметили ряд серьезных нарушений в исследовании, которые поставили под сомнение данное открытие.

«В частности, по снимкам, опубликованным в научной статье, сразу удалось определить, что обнаруженный янтарь не такой древний, как предполагалось изначально, а является субфосильной смолой, которая сохраняется не так долго. Сказать об этом может характер поверхности и трещины, видимые на снимке», – рассказал «Газете.Ru» сотрудник кафедры прикладной экологии СПбГУ Дмитрий Дубовиков.

Кроме того, спорными оказались и результаты компьютерной томографии, сделанной американскими учеными. Обычно тело насекомого сохраняется в янтаре не полностью, внутренние структуры разрушаются и могут отсутствовать.

Обычно, применяя КТ, ученые должны дополнять созданную на основе реконструкции полостей модель более плотными включениями, относящимися к инклюзу (ископаемым останкам). Однако, как объяснили ученые СПбГУ, исследовавшие методы и выводы коллег, такая работа не была проведена, что существенно исказило результаты работы американских ученых.

Так, в описании найденного муравья появились иглообразные мандибулы (верхние челюсти), необычная для муравьев форма груди и другие неверно интерпретированные признаки. Это и привело к решению авторов отнести данную особь к новому роду и виду. Однако, как доказали ученые Санкт-Петербургского университета, все указанные необычные признаки у муравья отсутствовали, а найденная особь относится к современной распространенной группе видов Dorylus.

Специалисты СПбГУ уже уведомили своих коллег о допущенных ошибках – американские исследователи согласились с критикой и опубликовали собственное опровержение, в котором признали некорректность работы.