Российские ученые обнаружили РНК, связанные с несколькими типами рака

Специалисты Сколковского института науки и технологий обнаружили у человека РНК, которая связана с несколькими видами рака, сообщает пресс-служба Сколтеха. Полученные данные можно будет использовать для разработки новых методов диагностики онкозаболеваний.

Исследователи изучили функции одной из длинных некодирующих РНК — последовательности, которая «считывается» из генома, но не несет информации о структуре белка. Этот вид РНК (днРНК –длинная некодирующая) отвечает за метаболизм жиров и глюкозы и никогда не «переводится» в белки, как это происходит с известными типами РНК. Вместо этого днРНК может быть маркером заболеваний, в том числе онкологических. По мнению авторов работы, полученные данные важны для разработки новых методов диагностики и терапии, связанных с нарушением обмена веществ.

ДНК хранит информацию о белках, которые необходимы для жизни клеток. Для дальнейшей работы необходимо эту информацию перенести – для этого и существует РНК. В результате для переноса образуются матричные РНК, по ним, а точнее по информации, которую они несут в себе, строится необходимый белок. Однако, есть РНК, которые не несут информации о структуре белка. Их принято называть некодирующими. А если последовательность таких РНК состоит из более 200 нуклеотидов, то длинными некодирующими РНК (днРНК). По последним данным, днРНК могут быть маркерами заболеваний и регуляторами различных биологических процессов.

В экспериментах на животных и клеточных линиях ученые показали, что длинная некодирующая РНК LL35 регулирует метаболизм глюкозы и жиров, а ее недостаточная экспрессия приводит к тому, что клетки печени перестают нормально мигрировать и делиться. Полученные результаты позволяют рассматривать эту длинную некодирующую РНК в качестве мишени для диагностики и терапии.

Также для днРНК человека под названием DEANR1/linc00261 было выявлено, что она может быть связана с различными типами рака. Эксперименты показали, что при патологических процессах, в том числе при раке печени, уровень LL35 снижается.

«Обычно получается так, что при патологических процессах — например, воспалении или раке — уровень многих биомаркеров растет. Но наша днРНК - LL35 при патологии снижается, и это подчеркивает тот факт, что она важна в норме. Потенциально этот результат можно использовать при создании панели биомаркеров, чтобы охарактеризовать заболевание или его стадию », — сказала руководитель исследования Ольга Сергеева.