Российские океанологи выяснили, как выживает планктон в гиперсоленых озерах

Обитатели небольших гиперсоленых озер взаимодействуют между собой теснее, чем организмы, живущие в обычных морских и озерных экосистемах, обнаружили российские специалисты из Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского РАН. В результате формируется единый зооценоз — совокупность всех животных в водоеме, — который помогает сообществу сохранять стабильность на протяжении многих лет. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в Journal of Sea Research.

Исследователи описали разнообразие бентосных и планктонных животных, обитающих в гиперсоленом озере Херсонесское на юго-западном побережье Крыма. В разных частях озера не оказалось устойчивого разделения на зооценозы. Это, а также установленные взаимоотношения между видами свидетельствуют о существовании единого зооценоза, объединяющего бентос и планктон, считают авторы работы. Зафиксированные изменения численности видов, происходившие в разных точках несинхронно и вызванные колебаниями солености, температуры, концентрации кислорода и других факторов, обеспечивают стабилизацию сообщества. Сравнение полученных результатов с данными 2004-2006 годов показало, что зооценоз оставался практически неизменным в течение длительного времени.

Полученные данные необходимы для комплексного понимания природы малых озер, играющих значительную роль в хозяйственной деятельности человека, считают ученые.

«Результаты могут быть востребованы как для более рациональной организации природоохранной деятельности в приморской полосе Крыма, так и для развития многовидовой аквакультуры гиперсоленых вод, что сейчас очень актуально в мире», — отметила кандидат биологических наук Елена Ануфриева, ведущий автор исследования.

Ранее российские ученые обнаружили, что ракообразные дафнии в водоемах горных районов Южной Сибири смогли пережить ледниковый период.

На протяжении 13 лет ученые собирали образцы планктона и определяли видовую принадлежность каждого из пойманных животных. Чтобы понять эволюционные взаимоотношения между родственными генетическими линиями, исследователи использовали метод молекулярных часов — сравнивали наиболее консервативные последовательности ДНК, которые изменяются с относительным постоянством. Полученные результаты позволили сделать выводы об эндемичности дафний D. turbinata или D. umbra, а также проследить их родственные связи с другими видами.

Исследователи также изучили географическое распределение комплекса видов D. longispina и обнаружили, что одна из ранее обособившихся генетических групп занимает ныне промежуточную территорию между двумя другими группами – горные и предгорные области Саян и Алтая. Именно она, выжившая в самые неблагоприятные времена ледникового периода, сдерживала распространение своих соседей при их расселении в период улучшения климатических условий и служила «живым барьером».

Эта и другие работы в том же направлении помогут повысить эффективность рыбного хозяйства, рассчитывают ученые. Уточнение районов обитания эндемичных дафний и других пресноводных животных позволит более эффективно планировать создание охраняемых природных территорий и заповедников.