Палеонтологи нашли в Австралии два новых вида древних бронированных червей

Группа американских и австралийских исследователей изучила два новых вида окаменелых броненосных кольчатых червей из группы махеридий, найденных в Австралии. Используя возможности рентгеновской микротомографии, им удалось получить первые в своем роде цифровые 3D-модели отдельных броневых пластин, когда-то покрывавших тела этих созданий. Статья об этом опубликована в журнале Papers in Palaeontology.

Махеридии — это вымершая группа кольчатых червей, помимо обычных парных придатков-параподий с пучками щетинок обладавшая своеобразной пластинчатой броней — рядами прочных известковых пластинок. Возраст окаменелостей, принадлежавших двум новым видам — Lepidocoleus caliburnus и Lepidocoleus shurikenus, — оценивается в 400 млн лет. «Используя микро-КТ, мы можем виртуально разделить отдельные компоненты брони, — пояснила в пресс-релизе руководитель исследований Сара Жаке из Университета Миссури. — Это позволяет нам понять, как она защищала червей, пока они, к сожалению, не исчезли во время одного из крупнейших массовых вымираний в летописи окаменелостей. Мы можем манипулировать виртуальными моделями, чтобы увидеть, как отдельные части брони перемещались относительно друг друга, а также определить степень перекрытия между ними».

Эти черви, вероятно, обитали среди коралловых рифов на мелководье, на той территории, которая сейчас оказалась на австралийской суше. Исследование показало, что черви обладали двумя перекрывающимися системами бронирования: одна проходила вдоль скелета организма, а другая защищала его с боков. Хотя никакой прямой эволюционной связи между этими червями и какими-либо современными видами не установлено, Сара Жаке считает, что новое исследование может углубить наше понимание конвергентной эволюции. «Конвергентная эволюция — это когда разные и неродственные группы адаптируются к окружающей среде сходным образом, — объясняет Жаке. — Хотя эта броня является уникальной адаптацией, которая прекрасно подходит для защиты от конкретных хищников, мы наблюдаем и другие аналогичные адаптации у никак не связанных между собой групп животных, таких как панголины, мокрицы и многоножки».

Вид Lepidocoleus caliburnus получил свое имя в честь знаменитого меча Экскалибура из легенд о короле Артуре, а Lepidocoleus shurikenus названы так из-за сходства с очертаниями сюрикэнов — метательных звездочек японских ниндзя.