Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Иностранцам – в Россию: как нашим вузам стать лучшими

К 2024 году Россия привлечет в университеты 425 тысяч иностранцев

К 2024 году число иностранцев, обучающихся в российских вузах, должно возрасти до 425 тыс. человек. Как отмечают в министерстве образования и науки, для достижения цели необходимо развивать инфраструктуру, повышать востребованность и конкурентоспособность российского образования, а также поддерживать экспорт образовательных услуг. Вузы в России улучшают свои англоязычные программы и договаривают об обмене студентами с университетами по всему миру.

Три российских вуза — МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Нижегородский государственный университет — возглавили рейтинг 350 лучших университетов Восточной Европы и Центральной Азии по версии британской компания Quacquarelli Symonds (QS).

Российские университеты должны преобразиться в ближайшие пять лет и закрепиться в позиции лучших поставщиков высококвалифицированных специалистов в мире.

По словам министра науки и высшего образования Михаила Котюкова, благодаря ресурсам национальных проектов «Образование» и «Наука» российское образование «уже в ближайшие годы должно вернуть себе лидерство в самых престижных мировых рейтингах».

«У нас амбициозные цели в части развития экспорта образовательных услуг, достичь которых возможно, соединив современные образовательные технологии, инновационный подход, лучшие традиции советской школы и международный опыт», - сказал он.

В рамках нацпроекта «Образование» стоит задача войти в десятку стран — лидеров по качеству общего образования, а также присутствию вузов в топ-500 мировых рейтингов.

Кроме того, высшее образование в России должно стать привлекательным для иностранцев – к 2024 году число заграничных абитуриентов должно увеличиться вдвое (30 тысяч квот). Причем не менее 5% иностранных выпускников будут трудоустроены в российские компании, в том числе для работы за рубежом.

Иностранцы уже интересуются учебой в России. Так, например, Самарский научно-образовательный центр планирует наладить сотрудничество с мексиканскими вузами для обмена студентами, а также для разработки новых учебных курсов.

«Мы будем отталкиваться от заказа мексиканских индустриальных партнеров и формировать под их заказ программу обучения мексиканских студентов. Это выездные семинары, детские хакатоны, развитие совместных лабораторий и инжиниринговых центров», — рассказала ТАСС гендиректор АНО «Институт регионального развития» (управляющая компания самарского НОЦ) Ольга Михеева.

Тем временем Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского заинтересован в совместной с Таиландом подготовке специалистов в сфере туризма. Крым и Таиланд — это курортные регионы, которые ежегодно посещают миллионы отдыхающих, поэтому совместные программы по подготовке специалистов могли бы быть очень полезны, отмечали в регионе.

Ранее Котюков отмечал, что российские вузы должны не только привлекать иностранцев учиться в России, но и создавать условия для того, чтобы после окончания вуза такие студенты оставались в стране.

«Мы очень серьезно рассчитываем на увеличение количества иностранных студентов в России, задача - почти в два раза за шесть лет прирасти. Но это не все: также стоит задача создать условия, чтобы часть выпускников, заканчивающих российские вузы, осталась жить и работать в нашей стране», — отмечал министр.

Чтобы иностранцам было комфортнее учиться в российских вузах, нужно усовершенствовать образовательные программы на английском языке, отмечают в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ).

В настоящее время в вузе есть восемь образовательных программ на английском языке, однако руководство НГТУ недовольно их качеством и намерено заняться улучшением, рассказал ректор Анатолий Батаев.

Кстати, в Новосибирске обучается 7,8 тысячи иностранных студентов. Этот показатель в городе намерены только увеличивать.

Ранее в России был запущен «Проект 5-100». Это государственная программа поддержки крупнейших российских вузов для повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

За время работы проекта российские вузы пережили большую и серьезную перестройку, рассказал ТАСС ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский. По его словам, важно преодолеть языковой барьер. В ТГУ, например, создали центр академического письма, чтобы учиться представлять свои научные результаты в международном формате.

«Сегодня, спустя несколько лет, мы видим, как наши философы, у которых был «ноль» в отчетах по международным публикациям, сейчас выдают по 10-15 публикаций в самых цитируемых мировых журналах. Это значит, что потенциал есть, его нужно просто учиться раскрывать на другом языке», — отметил ректор ТГУ.

Галажинский отмечает, что российское образование уже сегодня привлекательно для иностранцев, в том числе и потому, что стоит дешевле, чем западное.

В июне этого года Московский государственный университет им. Ломоносова улучшил свои позиции в первой сотне рейтинга лучших университетов планеты по верссии Quacquarelli Symonds. МГУ удалось подняться на шесть позиций по сравнению с прошлогодним рейтингом и занять 84-е место.

«Россия предпринимала и продолжает предпринимать весьма амбициозные попытки интернационализировать свои университеты, и мы в QS считаем, что глобальный университет имеет больше возможностей для процветания в современных условиях. По данным этого года, очевидно, что иностранные студенты позитивно реагируют на инициативы Министерства науки и высшего образования РФ», - сказал руководитель исследовательского департамента QS Бен Саутер.

По словам Котюкова, вернуть России лидирующие позиции в мире образования необходимо за счет вовлечения индустриальных компаний в процесс обучения студентов и развития онлайн-ресурсов в профобразовании. Кроме того, программы должны быть больше ориентированы на практику. К тому же планируется развивать связи университетов с научными организациями и привлекать в Россию ведущих исследователей.

Загрузка