Пенсионный советник
Лекция по географии

«Работа в Антарктиде по-прежнему сопряжена с опасностью»

Некоторые страницы истории советских экспедиций в Антарктиду: к столетию открытия Южного полюса

Лектор: 07.12.2011, 14:29
В 2011 году в Антарктиде работает 56-я российская экспедиция ИТАР-ТАСС
В 2011 году в Антарктиде работает 56-я российская экспедиция

В преддверии 100-летия открытия Южного полюса о некоторых страницах истории советских экспедиций в Антарктиду рассказывает географ Михаил Орлов, сотрудник государственного биосферного заповедника «Таймырский».

В декабре 2011 г. исполняется 100 лет одному из важных событий в ряду географических открытий ХХ века. Впервые был достигнут Южный полюс. Это удалось норвежской экспедиции Руаля Амундсена и английской экспедиции Роберта Скотта.

В истории изучения человеком поверхности нашей планеты есть этап, который принято называть Эпохой великих географических открытий. Это период с конца XV до середины XVII века. За полторы сотни лет на основе неопровержимых фактов в корне изменились представления людей о Земле. Важнейшими событиями в эту эпоху являются открытие Америки Христофором Колумбом в 1492 году и кругосветное плавание Фернандо Магеллана в 1519–1522 годах.

Перечислить все открытия великой эпохи и последующих столетий не входит в задачи настоящей статьи. Однако возьму на себя смелость утверждать, что завершение Эпохи великих географических открытий произошло все-таки позже.

27 января 1820 года русские шлюпы «Восток» под командованием Фаддея Беллинсгаузена и «Мирный» под командованием Михаила Лазарева на 2º 35´ з. д. дошли до широты 69º 28´ и оказались у берегов неизвестного ранее материка (шлюп — одномачтовое судно с косым парусным вооружением). Этот день считается днем открытия Антарктиды, днем величайшего географического открытия XIX века.

Однако, к началу двадцатого столетия все еще не были достигнуты ни Северный, ни Южный полюса Земли; не была покорена высочайшая вершина мира Эверест (Джомолунгма), хотя ее высота (8848 м) была определена еще в 1852 году; не была известна максимальная глубина Мирового океана. Эти и некоторые другие задачи были решены в разные годы ХХ века, и вот на этом Эпоха великих географических открытий и была в целом завершена. В ряду крупных географических открытий ХХ века следует отметить открытие архипелага Северная Земля площадью 37,6 тысяч км2 гидрографической экспедицией под руководством Б. Вилькицкого, которое состоялось 21 августа 1913 года.

Итак:
6 апреля 1909 года американец Роберт Пири достиг Северного полюса. 21 апреля 1909 года полюса достиг американец Фредерик Кук, что привело к великому спору, кто же из них был первым.
29 мая 1953 года на вершину Джомолунгмы со стороны Непала поднялись новозеландец Эдмунд Хиллари и шерп Норгей Тенцинг.
23 января 1960 года швейцарец Жак Пикар и американец Дон Уолш на батискафе «Триест» опустились на дно Марианского желоба на глубину 10918 м. В самой глубокой точке желоба, называемой «Бездной Челленджера» (Challenger Deep), по данным 2009 года, глубина составила 10971 м. Ранее глубина считалась равной 11022 м; это расхождение связано с тем, что при столь больших глубинах точное определение их значения сильно затруднено.
Наконец, Южный полюс: он был открыт Амундсеном 100 лет назад, 14 декабря 1911 года, а месяц спустя (18 января 1912 года) его достигла группа Скотта, погибшая на обратном пути к морю Росса. В организации экспедиций Амундсена и Скотта были существенные отличия, с которыми связаны успех одного и неудача другого и которые состояли в следующем.

Амундсен имел точный расчет сил и средств, в котором учитывалось все до мелочей. Выполнению плана придавалось решающее значение. Важнейшую роль сыграли собаки. Одной из основ успеха послужило то, что при подготовке промежуточных продовольственных складов и на пути к полюсу Амундсен учитывал и мясо самих собак, тащивших продовольствие. 41 собака из 52-х пошли в пищу другим собакам и людям. Таким образом, общий вес продовольствия был уменьшен примерно на 1000 кг. Жесткий график при возвращении (чередование 28- и 55-километровых дневных переходов вплоть до возвращения на базу) позволили Амундсену вернуться до наступления осени. Вместе с Амудсеном на полюсе побывали норвежцы Олаф Бьяланд, Гельмер Гансен, Сверре Гассель и Оскар Вистинг.

Роберт Скотт возлагал основные надежды на моторные сани, маньчжурских лошадок (пони) и в последнюю очередь на собак. Одни из трех мотосаней провалились под лед в самом начале экспедиции. В дальнейшем моторные сани вышли из строя из-за трещин в блоке цилиндров, пони проваливались в снег и гибли от холода. Именно собаки проявили себя лучше всего, однако 11 декабря последняя упряжка собак была отправлена назад. В результате Скотт и его товарищи Эдвард Уилсон, Лоуренс Отс, Генри Боуэрс и Эдгар Эванс за 120 миль от полюса вынуждены были сами тянуть сани со снаряжением.

Существует мнение, что главной причиной гибели группы Скотта явилось тяжелое моральное состояние ее участников, а также сложные маршрутные и климатические условия. Однако основной причиной гибели группы Скотта является в первую очередь неправильный выбор транспортных средств, не соответствующий поставленной цели. Следствием этого была потеря темпа и более позднее возвращение. Именно из-за этого группа попала в сложные климатические условия. Скотт возвращался в феврале-марте, то есть в начале антарктической осени, с более низкими температурами и с метелями (температура воздуха опускалась до -47 ºС). К этому обстоятельству добавилось переутомление и истощение участников. В этих условиях увеличивается риск обморожений – и у всех были обморожены ноги. Из-за сильнейшей восьмидневной метели Скотт с товарищами не смогли пройти последние 11 миль до склада с продовольствием и погибли.

Об открытии Южного полюса и о драматической истории соперничества Амундсена и Скотта более подробно рассказывалось в моей предыдущей лекции.

Поэтому в преддверии столетия открытия Южного полюса мне хочется остановиться на некоторых страницах истории советских экспедиций в Антарктиду.

Первая советская комплексная антарктическая экспедиция…(читать далее)


Первая советская комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ) была организована в 1955 году. Руководство ею было поручено Герою Советского Союза Михаилу Сомову, бывшему в 1950–51 годах начальником дрейфующей станции «Северный полюс-2».

30 ноября 1955 года из Калининграда вышло экспедиционное судно «Обь», 14 декабря вышло второе судно — «Лена». По международному соглашению, на долю советской экспедиции приходился наименее изученный и очень суровый по природным особенностям участок антарктического материка. Поскольку экспедиция располагала отрывочными сведениями об антарктическом материке, то выбрать место для строительства обсерватории можно было только в результате тщательной разведки побережья. 5 января 1956 года в районе бухты Фарр на берег высадилась первая группа участников с целью выбора участка для строительства береговой научной базы. 8 января начались разведывательные полеты на вертолете. Затем на лед были выгружены самолеты.

15 января, после ряда разведывательных полетов, было выбрано место для строительства основной научной базы — поселка Мирного — на берегу моря Дейвиса, в районе острова Хасуэлл с координатами 66º33´ ю. ш. и 93º00´в. д. «Обь» врезалась в лед на расстоянии 100 м от берегового барьера. Экспедиция приступила к строительству ледяной дороги с припая на барьер и выгрузке снаряжения. 20 января подошла «Лена».

13 февраля 1956 года была открыта первая советская обсерватория «Мирный», долгое время в последующие годы бывшая антарктической «столицей» (с 1971 года эта роль перешла к «Молодежной»)

Началась, наконец, история изучения Антарктиды русскими исследователями.

16 декабря 1957 года в район Южного геомагнитного полюса и полюса холода Земли пришел санно-гусеничный поезд из Мирного – на месте была основана внутриконтинентальная научная станция Восток. Она расположена на ледниковом плато на высоте 3488 м. (С января 1962 года по январь1963 года станция не действовала). 21 июля 1983 года была зарегистрирована самая низкая температура на поверхности Земли (–89,2 ºС).

В повестях Владимира Санина «Семьдесят два градуса ниже нуля» и «В ловушке» (кто не читал – советую прочитать!) рассказывается об экстремальных ситуациях, в которые попадали полярники на санно-гусеничном поезде на маршруте Мирный—Восток--Мирный и при расконсервации станции Восток после перерыва 1962–63 годов. Художественные произведения основаны на реальных фактах, но действительность превзошла самый смелый вымысел.

Одна из наиболее драматических историй на советских научных станциях в Антарктиде произошла именно на станции Восток в 1982 году: 12 апреля, в начале полярной ночи, Восток не вышел на связь.

Когда Восток не вышел на связь во второй срок, а потом и в третий, поняли: случилось что-то серьезное. В это время транспортное сообщение с береговой базой, станцией Мирный, было прервано до весны, и связь осуществлялась только по радио.

А на станции произошел пожар. Сгорела дизельная — пристройка, в которой находились дизель-генераторы, питающие станцию светом и теплом. Полярники пытались тушить пожар, но высушенные морозом деревянные конструкции горели как порох. В результате пожара дизель-генераторы вышли из строя. Выработка электроэнергии прекратилась и, соответственно, пропала радиосвязь. В пожаре погиб механик Алексей Карпенко. Только после окончания пожара полярники осознали масштабы постигшего их бедствия.

Пожар — всегда чрезвычайное происшествие, но в условиях Востока это была катастрофа. Морозы перевалили за -60º, а при таких температурах самолеты летать не могут (замерзает машинное масло в маслопроводах). Нет дизелей — это значит, что на станции нет света и тепла. «Восточники» оказались полностью отрезаны от мира, и в условиях наступающей полярной ночи на помощь им не мог придти никто. До ноября-декабря — до начала полетов и до прихода санно-гусеничного поезда — 20 человек могли рассчитывать только на себя.

Остается добавить, что до Мирного по прямой 1500 км…

За годы работы на станции Восток сложились определенные правила поведения в этой экстремальной точке, выстраданные, можно сказать, кровью. В правила поведения в зимнее время, в частности, входит следующее.
При низких температурах находиться на открытом воздухе не более получаса.
Дышать на открытом воздухе только через шарф.
Передвигаться шагом, не бегать.

Нарушавшие эти правила рисковали получить пневмонию, которая в условиях гипоксии (а на трех с половиной километрах высоты это остро ощущается) могла привести к отеку легких. В этих случаях зимовщиков приходилось срочно эвакуировать (в том числе двоих — в начале зимовки 1982 года)

Правила эти были нарушены при пожаре и впоследствии нарушались еще не раз. Никто не заболел. Врач-«восточник» Аркадий Максимов считает, что здесь, как на войне, включились резервные силы организма. А мороз в эту зимовку достигал –85 ºС!

Первоочередной задачей было восстановление радиосвязи. На буровой установке нашли старый заброшенный бензиновый движок (бензоэлектрический агрегат). Его удалось наладить, запустить, на станцию протянули кабель — и в Молодежной, наконец, узнали о произошедшем.

Из Москвы последовал запрос: нужны ли чрезвычайные меры для спасения персонала станции? Эти меры могли заключаться только в одном — в сбросе с транспортных самолетов необходимого оборудования. Полярники, сопоставив собственные силы и средства и чрезвычайный риск подобной транспортной операции, единодушно решили от нее отказаться.

Единственный движок следовало беречь для обеспечения радиосвязи. Для обогрева пришлось заняться слесарными работами и изготовить печки-капельницы, работавшие на соляре. Соляра, к счастью, было много. Соляр использовали и для освещения, делая коптилки. В жилых комнатах пришлось «уплотниться» для экономии тепла.

Настоящим праздником для полярников был день, когда удалось починить и запустить списанный и выброшенный на свалку дизель.

Можно было, наконец, наладить электрическое освещение и отказаться от коптилок («На всю жизнь пропахли соляром»). Полярники поняли окончательно: они выдержат. Кстати, научные наблюдения в том объеме, в каком это было возможно, выполнялись полностью. 23 ноября на станцию пришел санно-гусеничный поезд, а вскоре прилетел и первый самолет.

К сожалению, объем настоящей статьи не позволяет рассказать об этой замечательной истории во всех деталях. Подробный рассказ вы можете найти в книге В. М. Пескова «Зимовка».

Скотт и его товарищи открыли печальный список полярников, погибших… (читать далее)


Скотт и его товарищи открыли печальный список полярников, погибших при исследовании Антарктиды. Они были первыми, но далеко не последними. Работа в Антарктиде по-прежнему сопряжена с опасностью. В первой КАЭ 21 января 1956 года при разгрузке корабля «Лена» на припай погиб, провалившись под лед, тракторист Иван Федорович Хмара. В последующих экспедициях люди погибали при падении с ледяного барьера, проваливаясь в трещины, заблудившись в пургу, в пожарах, в авиационных катастрофах.

Неподалеку от Мирного, на острове Буромского (бывшем Годлей), названном в память о погибшем в 1957 году во второй КАЭ гидрографе Н. И. Буромском, покоится около 60 человек, еще около 20 — в районе станции Молодежной.

Именем Михаила Сомова, начальника первой советской антарктической экспедиции, было названо научное судно.

В середине февраля 1985 года «Михаил Сомов» направлялся к станции Русская. 15 февраля во время разразившегося шторма с ветром до 50 м/с корабль был блокирован тяжелыми льдами и, потеряв ход, оказался в вынужденном дрейфе в море Росса. В результате маневров «Михаил Сомов» вышел из опасной зоны и оказался в центре Тихоокеанского ледяного массива, примерно в 120 км от побережья и примерно в 300 км от кромки дрейфующего льда. Здесь корабль потерял возможность активного движения.

17 апреля с помощью вертолета были эвакуированы 77 участников экспедиции и членов экипажа на судно «Павел Корчагин» при температуре воздуха -28 ºС и ветре 28 м/с.

В результате анализа ледовой обстановки был сделан вывод, что самостоятельно «Михаил Сомов» сможет освободиться из ледового плена лишь в конце 1985 года. Ни запасы продовольствия, ни топлива на такой срок рассчитаны не были. Совет Министров СССР принял решение об организации спасательной экспедиции. С этой целью из Владивостока был направлен ледокол «Владивосток». Спасательную экспедицию возглавлял Артур Чилингаров. 26 июля ледокол по появившимся разводьям подошел к «Михаилу Сомову», обколол и 11 августа вывел на чистую воду. «Михаил Сомов» находился в дрейфе 133 дня, С 15 марта по 26 июля.

Удивительно, но участники первых советских экспедиций в Антарктиду никак не были награждены (хотя иные туристы в 1970-е годы были награждены орденом Ленина).

Золотые Звезды Героев начальники 1-й КАЭ М. М. Сомов, 2-й КАЭ А. Ф. Трешников и 3-й КАЭ Е. И. Толстиков получили за руководство дрейфующими станциями СП-2, СП-3 и СП-4 соответственно. Руководство страны было в это время ориентировано на космос, и героев первых антарктических экспедиций обошли вниманием.

Сейчас, в 2011 году, в Антарктиде работает 56-я российская экспедиция.