Пенсионный советник

Подпишитесь на оповещения от Газета.Ru

Майя убили и съели оленей

Ритуалы майя едва не привели к истреблению белохвостого оленя

Инна Тер-Григорян 21.11.2007, 17:35

По остаткам древних костей, оказавшимся в руках учёных, удалось установить, как ритуалы древних майя едва не привели к истреблению белохвостого оленя. Когда цивилизация начала рушиться, правители стали требовать всё более частых жертв. Страдали не только люди, но и самые красивые из животных.

Исследователи древней цивилизации майя из Флоридского университета впервые предоставили свидетельства влияния древней охоты на численность крупной дичи в Центральной Америке, а также продемонстрировали связь между политическими и социальными потребностями населения крупных городов и снижением численности популяции белохвостого оленя.

Археолог Кэтрин Эмери из Флоридского музея естественной истории, используя собственные данные и публикации других учёных, исследовала 78928 костей животных, найденных в 25 местах обитания майя, и изучила соотношение останков крупных млекопитающих — в частности, белохвостого оленя — с общим числом позвоночных.

Исследованные образцы представляют временной промежуток в 2,5 тысячи лет, начиная с XI века до н. э. и до XVI века н. э. Этот период включает расцвет и закат цивилизации майя с крушением её социального устройства, случившимся еще до начала испанской колонизации. Исследование представляет собой первый анализ влияния человека на количественный состав животных в данном регионе, основанный на интерпретации археологических материалов.

«Мы ясно видим уменьшение численности крупных животных, в особенности тех видов, которые имели ценность для майя в политическом и социальном плане, — рассказала Эмери. — Политическая элита майя обладала преимущественным доступом к крупной дичи, а белохвостый олень для древних майя представлял собой наибольшую ценность, как в виде символа власти, так и в качестве еды».

Это утверждение подкрепляется свидетельствами о социальных и культурных особенностях общества майя в конце классического периода (250–800 годы нашей эры). По словам археолога, численность дичи уменьшалась, главным образом, благодаря охоте, поскольку заметно снижалось поголовье именно крупных животных, а не только тех видов, которые вымирали из-за сокращения лесных площадей или реагировали на изменения климата. Правда, последние два фактора, несомненно, усугубляли положение вещей, так как к тому же периоду относятся неоспоримые свидетельства уменьшения количества лесов и ухудшения условий обитания в связи с изменениями климата.

Выяснилось также, что, несмотря на многочисленность населения, далеко не все места обитания майя демонстрируют подобное снижение численности крупной дичи.

Особенно заметно влияние охоты на численность популяций в окрестностях столиц и крупных городов.

«Столичные города населяли представители слишком многочисленного класса правителей, которые требовали от охотников поставок отборного мяса любимой ими крупной дичи в больших количествах», — говорит Эмери.

Особенно ценилось мясо белохвостого оленя. Он был желанной добычей не только благодаря своим гастрономическим качествам: наряду с крупными представителями семейства кошачьих, таких как пума или ягуар, олени символизировали власть и богатство и имели большое значение для ритуального общения правителей майя с богами.

Шкуры животных использовали в театральных представлениях во время празднеств, когда высокопоставленные майя, выступая в качестве актеров, наряжались в костюмы и изображали хищников и жертв. Власть знати основывалась, в значительной степени, на ее способности предсказывать природные явления и даже управлять ими — разумеется, не без помощи богов.

Совпадение нескольких неблагоприятных факторов к XIII веку н. э. привело к краху политической системы, который обусловил распад межплеменных союзов майя. Последовавшие за этим вооруженные конфликты стали причиной упадка древней цивилизации еще до появления испанских завоевателей.

В соответствии с принятой сейчас археологической теорией, увеличение численности майя сопровождалось массовой вырубкой лесов для использования площадей в земледелии. Одновременно увеличивались потребности населения в древесине, которая применялась, как строительный материал и в качестве опалубки для штукатурки. Сопутствующие изменения климата закончились двухсотлетней засухой, которая позднее так и не позволила лесным массивам восстановиться.

Реакцией элиты на ухудшение окружающей среды стало требование к охотникам увеличить количество добываемых животных.

Охотничьи трофеи все активнее использовались во время празднеств и ритуалов, когда правители взывали к богам с просьбами о помощи и подтверждении своего статуса. По мере сокращения численности животных, они увеличивали требования об их доставке с тем, чтобы доказать свое право на власть и еще больше ее усилить.

Правда, потребности правящего класса были не столь велики, чтобы стать причиной полного исчезновения крупных животных или же локального истребления некоторых видов.

По словам Эмери, это важное открытие свидетельствует о том, что в течение 2500 лет древние майя достаточно внимательно относились к численности животных, представляющих для них интерес.

Эксперт Стивен Хьюстон из Университета Брауна подтверждает, что столь обширный временной охват исследования позволяет сделать важное наблюдение о влиянии майя на среду своего обитания: то, что животных не истребили полностью, говорит о не столь разрушительном воздействии на природу, которое приписывали майя прежде.