Cutty Sark и клиперы-рекордсмены

В Лондоне сгорело знаменитое судно-музей

Фото: historicships.com
Клипер «Катти Сарк» спроектирован Геркулесом Линтоном. Спущен на реку Клайд 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон компанией Scott & Linton для капитана Джона Уиллиса.

Интересна история названия легендарного клипера. В переводе с шотландского Cutty Sark — короткая рубашка. Будущий владелец судна Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую летящую над болотами на шабаш молодую ведьму в короткой ночной рубашке. Судовладелец влюбился в картину (а может быть, и в ведьму). Когда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел назвать его именем ведьмы. Но моряки — народ суеверный, и на корабль, носящий имя ведьмы, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Уиллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и всё-таки соответствовало его желанию.

Клипер возил чай из Китая. В то время многие суда участвовали в этой мировой гонке. Главный приз получал тот, кто первым привозил из Китая в Лондон чай нового урожая. В этой гонке «Катти Сарк» не выделялась ничем особенным — знатоки ценят это судно за красоту постройки. Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году. Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потеряла руль и прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня.

Тем не менее клипер навсегда вошел в историю, поскольку после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку: соорудил импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт) и отстал всего на одну неделю.

Затем клиперы уступили в чайном бизнесе место пароходам. Те хоть и медленнее шли, но добирались быстрее, так как могли срезать путь через Суэцкий канал. Тогда «Катти Сарк» отлично зарекомендовал себя на перевозках шерсти из Австралии, добираясь до Англии за 67 дней.

Говорят, что в свои лучшие времена он мог пройти 360 морских миль за сутки, что можно считать рекордом для судов такого размера.

В 1895-м капитан Уиллис продал клипер португальской компании «Ферейра». После этого клипер ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали, пока в 1922 году «Катти Сарк» не приобрел капитан Уилфред Доуман. Он восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.

«Катти Сарк» оказался намного счастливее всех чайных клиперов-скороходов, гордости британского коммерческого флота. Он не пропал в море, не был разобран, а встал в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича. В 1957 году судно стало популярной среди туристов достопримечательностью. Оно стояло практически в центре города. Рядом с ней расположены Гринвичский парк, Национальный морской музей, бывший Гринвичский госпиталь.

История клипера вдохновила дать имя «Катти Сарк» одному из сортов виски. С тех пор изображение судна украшает его этикетку. Производитель этого сорта, компания Berry Brothers and Rudd, стал спонсором парусной регаты, носящей имя «Катти Сарк» (Cutty Sark Tall Ships' Race).

В 1998 году владеющий судном фонд объявил, что если «Катти Сарк», на борту которого уже побывало больше 15 миллионов человек, не отремонтировать, то самое позднее к 2007 году он начнёт разваливаться и его придётся закрыть для посетителей.

Стоимость реставрации оценили в 25 миллионов фунтов (примерно $46 миллионов). В конечном счёте совсем не богатый фонд Cutty Sark при поддержке герцога Эдинбургского уговорил лотерейный фонд наследия выделить на восстановление памятника грант в 13 миллионов фунтов. Остальное англичане рассчитывали получить в случае успеха лотереи Heritage Lottery Fund и собрать в виде пожертвований.

Проект реконструкции корабля предложил сэр Николас Гримшоу. В ноябре 2004 года этот весьма известный архитектор обнародовал достаточно смелый план, который прозвали «судном в архитектурной бутылке». Гримшоу предложил вытащить парусник из дока и посадить его в сети из кевлара и других высокотехнологичных материалов. Сверху клипер для большей сохранности собирались покрыть сложным «куполом», напоминающим волны или гигантскую шляпу адмирала. Для сооружения этого навеса авторы проекта хотели использовать швейцарские «воздушные» балки. Они также нашли в Венеции фирму, которая согласилась изготовить огромные кривые детали из стекла. Осуществление идеи «судна в бутылке» стало бы символом слияния военно-морской архитектуры и последних технологических достижений. Снизу, под изящным корпусом судна, должна была появиться смотровая площадка, чтобы посетители могли ходить под днищем Cutty Sark и обозревать то, что обычно скрыто под водой. А при взгляде со стороны на уровне ватерлинии клипер должен был казаться покоящимся на стеклянных волнах. Однако от фигурной крыши пришлось отказаться по финансовым соображениям.

Однако вторую половину проекта Гримшоу всё же решили реализовать. Она касается посадки парусника в почти невидимый «кевларовый гамак». Судя по компьютерным картинкам, должно было получиться красиво.

Основные характеристики:
Водоизмещение: 935,8 тонн
Длина полная: 85,4 м.
Длина корпуса: 64,8 м.
Ширина: 11 м.
Осадка: 6,7 м.
Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м.
Общая площадь парусов: 2980 м²

Cutty Sark не единственный парусник, который смог дожить до XXI века.

В Польше, на судоверфи города Гдыня, стоит на вечном приколе парусник «Дар Поможа» («Дар Поморья») — прекрасный парусник с тремя уносящимися ввысь мачтами, построенный в 1909 г. на Гамбургской судоверфи. «Дар Поможа» служил в торговом флоте Германии, затем стал собственностью французского барона. Позже судно было куплено польским государством, и с 1930 по 1981 гг. служило польскому кадетскому корпусу, пятикратно принимая участие в регатах крупнейших парусников и дважды став победителем. Сегодня «Дар Поможа» открыт для посетителей, и можно осмотреть его интерьер, в том числе со вкусом отделанные каюты, в которых собрано множество интересных вещей и сувениров как память о дальних путешествиях и регатах.

Водоизмещение: 1646 тонн. Размеры: 73 м х 12 м х 6,4 м. Силовая установка: вспомогательные двигатели мощностью 360 л. с. Максимальная скорость: 6 узлов.

Парусник Charles W. Morgan построен в 1841 году в Нью-Бедфорде, Массачусетс, США. Классический парусник-китобой эпохи бурного развития китобойного промысла и пика парусного кораблестроения. Единственный сохранившийся корабль такого типа.

Парусник 80 лет работал в китобойном промысле. Его списали в 1921 году. Группа граждан города, патриотов паруса и Charles W. Morgan в особенности, сложилась и сумела сохранить корабль. В 1941 году парусник перевели в порт Мистик, в Морской музей, где он стал самым примечательным экспонатом и кораблем-музеем.

Парусник и корабль-музей по совместительству «Лебедь Финляндии» («Суомен Йоутсен») стоит в финском городе Турку, на реке Аура, около моста Маrtinsilta. Он был построен во Франции в 1902 г. как фрахтовое судно. Позже служил учебным судном флота Финляндии, был мореходной школой. С 1991 г. фрегат стал музеем.

Корабль-музей Sigyn, который также причалился в Турку, работает музеем с 1939 года. Созданный из дуба и сосны, трехмачтовый барк был спущен на воду в 1887 г. в Гетеборге (Швеция). Стоит у причала на реке Аура, в районе улицы Linnankatu, 68–72.