Ключ от памяти

Найден белок, распределяющий по мозгу потоки информации

Нейрофизиологам удалось найти белок, играющий ключевую роль в запоминании. Его содержание в нейроне определяет, запомнит клетка поступающую информацию или нет. Искусственно повышая количество белка, можно резко усилить запоминающие способности. Или спасти от амнезии человека с черепно-мозговой травмой.

Нейрофизиологам удалось разглядеть способ, которым мозг заставляет отдельные клетки сохранять воспоминания. Исследователи из Калифорнийского университета и Университета Торонто выяснили, что ключом, который отпирает мозговые архивы для записи новой информации, служит белок CREB. Он уже попадал в поле зрения нейрофизиологов как необходимый элемент для хранения уже записанной информации.

Последние данные говорят о том, что этот белок также направляет информационный поток к тем клеткам мозга, которые готовы ее записать.

«Человек не решает, что и когда запомнить, это процесс бессознательный, — объясняет Альсино Сильва, профессор нейробиологии и психиатрии медицинского факультета Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе и руководитель группы, проводившей исследования. — Но попытка запомнить что-либо запускает целый каскад химических реакций в мозгу. Именно эти реакции и определяют, какая информация будет записана, а какая потеряна».

В своих исследованиях Сильва с коллегами использовал лабораторных мышей. В мозговые миндалины (амигдалы) вводили повышенное количество белка CREB. Затем животных сажали в клетки, в которых они уже побывали прежде, и проверяли их способность узнать знакомое место. Исследователи контролировали, какие нейроны в амигдале проявляли наибольшую активность в момент распознавания клетки.

Эксперименты показали, что наибольшую активность проявили те нейроны, в которых содержалось наибольшее количество белка CREB.

«Мы обнаружили, что именно количество белка CREB определяет, сохранит ли нейрон информацию, — сказал Сильва. — Если в клетке очень мало белка, то она, скорее всего, не сможет сохранить информацию».

Дальнейшие исследования и проверка полученных данных на человеке могут иметь очень большое значение для медицины. Доктор Сильва считает, что, искусственно повышая количество белка CREB в клетках, можно указывать мозгу, где должна записываться информация. Развитие подобной технологии поможет сохранять память людям, страдающим болезнью Альцгеймера или теряющим память из-за черепно-мозговой травмы. Для этого нужно просто перенаправить потоки вновь поступающей информации в неповрежденные области. Новая технология позволит сохранить не только воспоминания, но и личность человека. Ведь именно наши воспоминания определяют нашу сущность, поэтому понимание процессов запоминания позволит нам понять, что делает человека человеком.

Отчёт об исследовании опубликован 20 апреля в журнале Science.