Частично слепые частично прозрели

Впервые удалось регенерировать зрелую сетчатку глаза

У слепых появился шанс прозреть: медики научились регенерировать разрушенную сетчатку глаза. Правда, до полного восстановления зрительной функции ещё далеко, да и исходный материал для трансплантации в сетчатку человека получить довольно проблематично. Однако первый шаг к прозрению всё же сделан.

Офтальмологам удалось совершить прорыв в области восстановления зрительной функции. Они смогли частично вернуть зрение слепым мышам, сообщает Nature@News.

Животные, на которых проводился эксперимент, страдали от болезни глаз, вызванной потерей фоторецептора (эту линию мышей специально вывели для подобных экспериментов). Подобное заболевание, характерное в большей степени для пожилых особей, приводит к слепоте. И единственный способ лечения его — восстановить работу «палочек» и «колбочек». Грубо говоря, заменить «перегоревшие» фоторецепторы новыми, дееспособными. Правда, делавшиеся до сих пор попытки трансплантировать в сетчатку глаза несформировавшиеся стволовые клетки ни к каким успехам не привели. Они почти никогда не развиваются в организме до нормальных фоторецепторов. Соответственно, у офтальмологов до сих пор не было никаких гарантий, что после пересадки стволовых клеток у пациента восстановится зрение.

В ходе нового исследования ученые решили пересаживать не универсальные стволовые клетки, а те, что уже начали трансформацию в фоторецепторы.

В поисках оптимальных для трансплантации клеток экспериментаторы во главе с профессором Анандом Сварупом из Мичиганского университета извлекали сетчатку глаза здоровых мышей. Причем как у эмбрионов, так и у только что родившихся мышат.

«Мы забирали клетки очень осторожно и крайне быстро трансплантировали их в сетчатку глаза взрослой особи. Соответственно, мы причинили минимальные повреждения и окружающим тканям, и пересаживаемому материалу», — рассказал один из авторов проекта, хирург-офтальмолог из лондонского госпиталя глазной медицины Мурфилдс доктор Роберт Макларен.

В результате эксперимента выяснилось, что клетки, изъятые у мышей двухдневного возраста, лучше всего принимаются сетчаткой и имеют наибольшее шансов трансформироваться в новые фоторецепторы. Мыши, которым трансплантировали данные зародышевые клетки, действительно начинали видеть. Во всяком случае, зрачки мышей реагировали на световые раздражители. Правда, если верить Nature@News, дело обстояло так, когда клетки вводились частично слепым мышам (partially blind mice). Как реагировали на свет мыши до операции, не сообщается.

Тем не менее авторы работы говорят, что эффект улучшения зрения есть. По всей видимости, он связан с тем, что в клетках-предшественниках к моменту пересадки уже начал вырабатываться родопсин. То есть они почти достигли конца трансформации, однако ещё не завершили её.

По словам доктора Макларена, эксперимент впервые напрямую доказал, что пересаживать готовые фоторецепторы возможно. Конечно, крайне трудно сейчас представить себе аналогичные донорские человеческие клетки: они достигают аналогичного состояния уже на первом-втором триместре беременности. Так что придётся медикам выращивать необходимые клетки, используя при этом материал стволовых клеток взрослых или эмбрионов.

Правда, в научной публикации выводы группы Макларена гораздо более осторожны:

«Ясно, что указанные стволовые клетки корректно приживаются в сетчатке. Однако никаких доказательств в подтверждение того, что восстанавливаются нервные связи между сетчаткой и мозгом, получить не удалось».

Тем не менее в перспективе предложенный метод может привести к лечению слепоты. Несмотря на слабое восстановление зрения у подопытных мышей, сделано главное — опровергнуто утверждение, что зрелая сетчатка регенерации не поддается.