Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Иран, который мы приобрели

Победившие реформаторы открывают Иран

В Иране стали известны результаты второго тура парламентских выборов. Большинство в новом меджлисе сформируют сторонники президента Хасана Роухани из числа реформаторов и умеренных консерваторов. Одна из целей Роухани — сделать Иран открытым для мира после выхода из многолетнего санкционного режима и побороть стереотипы, сложившиеся в отношении страны.

По предварительным данным, в ходе второго тура парламентских выборов в Иране реформаторы и умеренные консерваторы, поддерживающие президента, получают больше 20 парламентских мест. Это значит, что с учетом выборов в нижнюю палату реформаторы смогут создать коалицию для продолжения реформ.

Парламентские выборы в теократической системе Ирана не похожи ни на европейские, ни на американские — к кардинальной смене курса они не приведут. Однако даже при этом Иран по сравнению с Саудовской Аравией — настоящий образец демократии. В свою очередь, иранский парламент — это настоящее «место для дискуссий» по сравнению с российской Госдумой. Иранцы активно интересуются политикой и считают, что россияне получают искаженную информацию об их стране.

«А что ваши СМИ рассказывают про Иран? Наверное, что у нас тут террористы одни живут и религиозный ад вроде Саудовской Аравии?» — таков один из частых вопросов, который задавали корреспонденту «Газеты.Ru» на улицах иранских городов.

Так, в России немало тех, кто считает, что Иран — это страна, где женщины ходят в наглухо закрытых черных хиджабах, а мужчины целыми днями молятся в мечетях. Иран действительно был таким на заре исламской революции, однако сегодня Тегеран во многом современный город, где женщины ходят с покрытой головой по исламскому обычаю, однако носят аккуратные красивые платки. Мужчины же одеты в хорошо пошитые костюмы, правда, без галстука, который в Иране не носят принципиально — в исламской культуре его считают «удавкой дьявола».

Знания об Иране за его пределами поразительно мифологизированы, хотя эта страна — одна из самых динамично развивающихся в мире. К тому же одна из самых безопасных для иностранцев.

Шиизм более либеральное течение, нежели суннизм. Это отражается и на взаимоотношениях мужчин и женщин. Про Иран никак не скажешь, что женщины здесь забиты или придавлены мужской властью. В офисах в равной степени легко увидеть сотрудника и сотрудницу. На базаре вдруг обнаруживаешь, что женщины торгуют мужской одеждой. Женщин за рулем даже больше, чем в Турции. На улице в равной степени можно обратиться и к мужчине, и к женщине.

В чрезмерной религиозности иранцев также не упрекнешь. Даже поразительно, что в этой стране не слышно призывов муэдзина к молитве — азанов. Использование звукоусиливающей аппаратуры для азанов запрещено. Шиизм для рядового иранца не более чем православие для большинства русских — да, шиитами себя называют, главные религиозные праздники празднуют, кое-какую символику дома держат, но не более того.

От «малого сатаны» к «стратегическому партнеру»

Большинство иностранцев, которых довелось встретить в Иране корреспонденту «Газеты.Ru», можно разделить на две условные категории: беженцы и гости. В категорию «гости» попадают и туристы, и те, кто, как, например, российские специалисты на атомной станции в Бушере или зарубежные преподаватели, работают в сферах, требующих знаний выше средней школы. Тут срабатывает старинная восточная традиция: отношение к гостю подобно отношению к святому.

Иранцы обязательно постараются помочь, если гость обращается к ним с просьбой. Или как минимум накормят и предложат ночлег, если иностранец-гость ничего не просит, однако встретился на пути.

Для гостя не жалко и «последней рубахи». Такое расположение иранцы продемонстрировали даже к своим извечным врагам-американцам, когда иранские власти в январе этого года задержали экипаж американского катера в своих водах. Американские моряки, которые ели национальную еду, сидя на коврах, после того как их передали американским властям, рассказали, что с ними вполне сносно обращались.

К россиянам в Иране относятся с большой симпатией — в этом убедился корреспондент «Газеты.Ru», когда иранцы любезно на каждом шагу предлагали свою помощь.

Реакция на «я из России» полна всевозможных положительных эмоций вне зависимости от того, где происходит разговор: в центральных областях, столице, на побережье Персидского залива или на границе с Ираком.

При этом отношения Ирана и СССР безоблачными назвать было нельзя — многие годы они были враждебными. Аятолла Хомейни называл СССР «малым сатаной» после «большого сатаны» — США. Во время ирано-иракской войны CCCР поддерживал враждебный Ирану Ирак, однако эти времена давно позади. Уже многие годы Иран — «стратегический партнер» России.

К русским отношение очень теплое. Например, узнав, что вы русский, вас могут бесплатно пустить в музей, накормить в ресторане, то есть всячески показать свое радушие. В бытовых же разговорах иранцы (они очень политизированны) винят во всех бедах Ближнего Востока, включая, создание ИГИЛ (организация, запрещенная в России), США и Израиль.

Война с миллионом туманов

Иранцев можно понять — конфликт в Сирии, в котором они винят США, а до этого конфликт в Афганистане привели в страну волну беженцев, для которых относительно благополучное соседнее государство стало единственным местом, куда можно убежать от войны.

Когда находишься в стране достаточно продолжительное время, то начинаешь отличать местных от беженцев из Афганистана, переехавших в Иран на постоянное место жительства. Эти беженцы в массе своей из народности хазарейцев. Хазарейцы — потомки монголов, которые исповедуют шиизм. У них ярко выраженные монголоидные лица. В Афганистане, где большинство населения — сунниты-пуштуны, хазарейцы являются самым угнетаемым и дискриминируемым этносом.

Шиитский Иран для них самое подходящее место, чтобы обрести новый дом. Уровень образования у хазарейцев чрезвычайно низкий по местным меркам. Поэтому они работают подсобными рабочими на стройках, на многочисленных частных фермах, просто попрошайничают. Есть те, кто в качестве наемников отправляется в Сирию.

В Иране формируют подразделения из иностранцев-наемников, которые исповедуют шиизм (кроме афганцев есть и пакистанцы), — они воюют на стороне Башара Асада. В частности, подобные подразделения ведут боевые действия в районе Алеппо. По неофициальной информации, платят около 7 млн иранских туманов (официальная валюта страны — риал, но расценки в большинстве случаев по-прежнему устанавливаются в туманах) — около 140 тыс. российских рублей. Это очень хорошие деньги для Ирана. За 1 млн туманов можно купить машину местного производства.

От шиизма к социализму

Когда корреспондент «Газеты.Ru» был в Иране, произошло очередное обострение боевых действий в Нагорном Карабахе. Сам этот конфликт большинству иранцев был непонятен.

Дело в том, что в Иране этнические армяне и азербайджанцы мирно сосуществуют.

Есть провинции Западный и Восточный Азербайджан, где живут местные азербайджанцы. В этих же провинциях находятся старейшие в Иране армянские церкви, которые продолжают функционировать и сейчас.

Некоторые, как, например, монастырь Святого Степаноса, даже относятся к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. В административном центре Восточного Азербайджана, полуторамиллионном городе Тебриз, есть район Дик-Баши, где компактно проживают армяне.

Межнациональная политика иранского государства схожа с советской: любой национализм, в том числе и самих иранцев, жестко подавляется, поощряется «братство народов», проживающих в стране.

Интересно, что образованные иранцы позитивно отзываются об опыте Советского Союза и спрашивают, как и почему такая страна могла развалиться.

Несмотря на то что левые всегда были врагами иранских властей, встретить среди местной интеллигенции человека, называющего себя социалистом или коммунистом, не такая уж редкость. Причем такие люди с большей приязнью отзываются о бывшем президенте страны Махмуде Ахмадинежаде, «народном» президенте, которого на Западе считали исчадием ада из-за его антисемитизма, чем о нынешнем президенте Роухани.

Несколько раз корреспонденту «Газеты.Ru» доводилось общаться с людьми, которые рассуждали о том, что иранская версия шиизма таит в себе зачатки социализма и в итоге страна станет социалистической.

При этом по иронии судьбы, когда Михаил Горбачев начал перемены в СССР, тогдашний аятолла Рухолла Мусави Хомейни предлагал ему отказаться от социализма и обратиться к исламскому опыту: «Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе вашего общества», — писал советскому лидеру духовный лидер Ирана.

Поставить палатку и самовар

Выехать за рубеж для иранцев достаточно сложно. Хотя их часто можно встретить на улицах Дубая, в европейские страны, а тем более в США, приезжают единицы. Поэтому жители Ирана много путешествуют по своей стране. Много и достаточно далеко — по местным меркам. Главный сезон путешествий — двухнедельные каникулы во время Навруза.

Навруз — местный новый год, празднуется в честь наступления весны. Это действительно лучшее время для путешествия по большей части страны, где в летние месяцы наступает нестерпимая жара. Навруз как раз попадает на период короткой и умеренной по температуре зимы.

Отправляются в путешествия целыми семьями или большими компаниями друзей. На личном автотранспорте или общественном. В стране великолепные основные автомобильные дороги. Развит междугородний транспорт — комфортабельные автобусы. Самый дешевый транспорт — поезда. Они принадлежат государству. Пригородные поезда, идущие на самые дальние дистанции, порядка 100 км, стоят не более 4 тыс. туманов (менее 70 российских рублей). Самый дальний поезд – Тегеран — Бандар — Аббас, дистанция около 1500 км, обойдется менее чем в 2000 рублей. Цена на билет включает в себя стоимость еды, которой кормят пассажиров.

В каждом городе в парках оборудованы специальные площадки для установки палаток, тут же бесплатные туалеты и умывальники и даже мангалы для приготовления еды. Парки иногда охраняются, иногда нет.

Но можно совершенно спокойно, оставив вещи в своей палатке, пойти по ближайшим окрестностям и вернуться без опасения, что кто-то украл ваши вещи.

В период наврузовских каникул возле парков стояли палатки волонтеров, которые раздавали бесплатные туристические карты (правда, почти исключительно на фарси) и бесплатно разливали чай из электрических самоваров (самовар на фарси так и будет «самовар», причем иранцы прекрасно осведомлены, что сам аппарат ими заимствован у русских). В крупнейших городах, наиболее посещаемых иностранцами, вроде Йазда, Шираза или Исфахана бесплатно раздают карты на английском языке. Дорожные указатели обязательно на фарси и английском.

Учитывая дешевизну и более разнообразные природные и культурные ландшафты Ирана по сравнению с Турцией, амбиции по привлечению туристов кажутся вполне реальными. И что самое важное — Иран, несмотря на то, что большинство его границ проходит с регионами, где идут войны (Ирак, Пакистан, Афганистан, теперь и юго-восток Турции, тот же Нагорный Карабах), — сегодня гораздо безопаснее своего западного соседа, имеющего весьма развитую туристическую индустрию.

При этом, несмотря на союзнические отношения между Россией и Ираном, поток туристов в эту страну не столь велик — в прошлом году Иран посетило лишь 50 тыс. россиян.

Однако у иранских властей амбициозные планы — ежегодно привлекать от 1 млн до 2 млн туристов из России.

Что думаешь?
Загрузка