Пенсионный советник

Тролль для мужчин

Вышел в свет новый альбом группы «Мумий Тролль»

Ярослав Забалуев 17.04.2015, 12:54
Марина Лысцева/ТАСС

Вышли в свет «Пиратские копии» — новый альбом группы «Мумий Тролль». Фактически это сольная работа Ильи Лагутенко, подводящая черту под историей самой популярной группы 2000-х.

Группа «Мумий Тролль» провела вторую половину нулевых в странном режиме. В середине десятилетия коллектив Ильи Лагутенко почти не давал публичных концертов, ограничиваясь корпоративами, потом в 2007-м вдруг вернулся к регулярным выступлениям для широкого зрителя. Затем Лагутенко пустился в разные предприятия: вывозил группу в США, плавал кругосветку на паруснике «Седов», а затем будто специально углубился в дебри дуракаваляния — выпускал пластинки сайд-проектов («Горностай», «KETA»), записывал с основной группой странные для уха поклонников альбомы вроде растянутого на два диска «8» и предпоследнего «SOS Матросу», поданного как посвящение русскому року. В результате, не выдержав перепадов, коллектив покинул Юрий Цалер — бессменный гитарист и аранжировщик МТ, бывший вторым после Лагутенко человеком в ансамбле.

Сочинение и запись первого после ухода Цалера альбома были для группы делом принципа и вызовом: пришлось вынужденно искать новые схемы для сочинения музыки и вообще существования.

«Пиратские копии» звучат в этом смысле ровно так, как ожидаешь исходя из сказанного выше. Альбом еще и начинается песней с говорящим, что называется, названием: «С чистого листа». Лагутенко на этот раз делает ставку на неряшливый звук.

Правда, если у его заокеанских источников вдохновения (эксцентрики вроде недавнего лауреата «Грэмми» Бека и его друзей Portugal. The Man) нарочито шершавый звук выстроен умно, то

«Пиратские копии» производят впечатление вещи и в самом деле кустарной. Лидер группы будто бы так сильно хотел доказать, что справится без Цалера, что забыл сочинить песни.

Большая часть композиций выглядит написанными на нервном автопилоте и к тому же записанными между делом, например во время трансатлантического перелета. Отсюда и длящиеся ритмические петли, как в случае с песней «Медленные танцы», которая вполне могла быть в три раза короче, а длится под девять минут. Отсюда же и случайные вспышки глэм-рока, как в самом громком номере «Кто будет спасать рок-н-ролл» (ответа нет). Единственный факт, представляющий интерес в случае с данной работой, —

«Пиратские копии» — это фактически сольный альбом Лагутенко, которому больше не мешают чужие гитарные эскапады.

В этом смысле пластинка вышла по-своему удивительной — это, пожалуй, первый альбом МТ, адресованный мужской аудитории, поскольку вчерашние поклонницы по большей части уже успели завязать с танцами на столах, выйти замуж или в крайнем случае увлечься академическим авангардом. С первых минут понятно, что

Лагутенко будет петь почти демонстративно усталым голосом, а общее настроение пластинки — тоска по незаметно ушедшей молодости.

Эта музыка обязательно найдет живой отклик у молодящихся мужиков, которые на пороге 40-летия решают встать на скейт, отрастить хипстерскую бороду и по возможности не распространяются случайно знакомым девушкам о паре детей и ипотеке в Мытищах. Иными словами, «Пиратские копии» вряд ли добавят «Мумий Троллю» новых поклонников или получат восторженные рецензии. Зато вполне могут стать чертой, после которой Лагутенко со товарищи превратятся из производителей музыки в ностальгический аттракцион для тех, чьи воспоминания о счастье упираются в озвученную «Владивостоком 2000» болотистую стабильность нулевых.