Любая уязвимость конфиденциальной информации представляет угрозу для брендов и продавцов, размещающих на Facebook рекламу своих товаров или услуг. Похищенные данные пользователей Facebook не включали пароли и кредитные карты, но содержали номера телефонов, адреса электронных почт и местонахождения. С помощью даже такой, неполной информации злоумышленники могут выдавать себя за представителей брендов, заниматься фишингом, захватывать учетные записи клиентов и совершать мошеннические покупки.
Подобные правонарушения могут подорвать доверие пользователей и принести брендам убытки из-за ущерба репутации и больших затрат на противостояние преступникам.
Бизнесу стоит самостоятельно напомнить подписчикам в аккаунтах бренда, что компания никогда не будет запрашивать у них учетные данные для входа или платежную информацию в социальных сетях, по электронной почте или по телефону. Эти шаги видятся особенно актуальными в свете того, что Facebook, однажды уже «самоустранившийся» от решения проблемы, может и впредь придерживаться подобной позиции.
Кроме того, компании имеют право обратиться к государственным регуляторам с требованием разобраться в ситуации. При этом, в мировой практике уже имели место штрафы, назначаемые онлайн-платформам за запоздалое реагирование на утечки личной информации пользователей. Так, в апреле 2021 года, Управление Нидерландов по защите данных в аналогичной ситуации оштрафовало систему бронирования отелей Booking.com на €475 тыс.
Главный вывод в том, что негатив от подобных утечек данных будет ассоциироваться с брендами, рекламу которых видит пользователь Facebook, говорит депутат Госдумы Антон Горелкин.
«И, заплатив немалые деньги за рекламу в Facebook, компании получат не прирост лояльной их бренду аудитории, а наоборот, будут терять клиентов и партнёров, — рассуждает парламентарий. — В РФ давно действует закон, обязывающий интернет-платформы хранить данные российских граждан именно в нашей стране. Кроме того, принят закон о приземлении иностранных интернет-компаний. Все это значительно повысит безопасность взаимодействия россиян с зарубежными соцсетями».
С Горелкиным согласился исполнительный директор компании «РусБренд» Александр Поповичев. Однако, он заметил, для многих пользователей, прежде всего за рубежом.
«В этом смысле Facebook для многих пользователей на Западе фактически безальтернативная социальная сеть. Поэтому вынужден констатировать, что какого-то серьезного влияния на бренд Facebook именно на Западе этот случай не окажет, — пояснил Поповичев свою мысль. — Хотя определенное недоверие вся эта история вызвать может».
Защита данных россиян, включая обеспечение оборота данных в бизнесе является непосредственной задачей Роскомнадзора, говорит заместитель генерального директора АНО «Институт развития интернета» по правовым вопросам Борис Единин.
«В случаях нарушения прав граждан регулятор должен оперативно реагировать. Для этого ведомство обладает необходимым инструментарием от требований о локализации данных российских пользователей, до возможности проводить проверки, привлечения к административной ответственности и блокировки информационных ресурсов. Важно, чтобы ведомство использовало эти возможности, а также опыт зарубежных коллег», — заявил эксперт в интервью «Газете.Ru».
«Для платформ, основным источником капитализации которых являются данные пользователей, любые случаи утечек персональной информации, должны рассматриваться как критические инциденты, требующие незамедлительного реагирования», — уверен Единин.
В свою очередь, Горелкин напомнил, что Facebook уже давно злостно игнорирует российские законы и, видимо, и дальше планирует отделываться штрафам.
«Хотя я считаю, что на фоне таких скандалов государство должно активно понуждать компанию к законопослушности. Пример Twitter показал, что замедление мультимедиа и угроза ограничения рекламных платежей резко повышают договороспособность иностранных менеджеров», — резюмировал парламентарий.