Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Ученые отсканировали живую рыбу в 3D с точностью до отдельных клеток

Ученые получили 3D-модель живых личинок данио-рерио с разрешением до отдельных клеток. Статья об этом опубликована в журнале Optica.

Данио-рерио — это популярная аквариумная рыбка, которую часто используют в биологических экспериментах. Джи И из Университета Джона Хопкинса и его коллеги использовали ее личинок для тестирования системы динамической флуоресцентной микроскопии, в ходе которой исследователь наблюдает свечение объекта от направленного на него лазера (в живые объекты вводят специальные флуоресцентные белки). Этот метод позволяет наблюдать отдельные клетки живых организмов, но обычно, как и прочие методы микроскопии, имеет ограниченное поле зрения и не дает видеть миллиметровые организмы целиком.

Авторам удалось обойти это ограничение с помощью особого оптического элемента — пропускающей дифракционной решетки. В результате ученые смогли получить трехмерное изображение размером до 5,4 × 3,3 миллиметра с разрешением 2,5 × 3 × 6 микрон. Благодаря этому они сделали объемные записи нейронной активности всего тела личинок рыбок данио-рерио с частотой 2 Гц, что дает возможность исследовать функционирование нервных цепей позвоночных. Авторы также продемонстрировали объемные записи кровотока всего тела с частотой 5 Гц, что позволяет отследить движение клеток в рамках всей системы кровообращения.