Биологи определили трехмерную структуру ДНК в клетках глаза человека

Ученые установили 3D-структуру ДНК светочувствительных клеток сетчатки глаза. Статья об этом опубликована в Nature Communications.

Сетчатка — это ткань внутри глаза, которая отвечает за восприятие света. На ней располагаются светочувствительные клетки — модифицированные нервные клетки, снабженные белком опсином. Нарушение работы этих рецепторов может быть причиной серьезных проблем со зрением.

Ананд Сваруп из Национального института изучения глаз (NEI) и его коллеги решили определить трехмерную структуру генов светочувствительных клеток. Структура ДНК влияет на экспрессию генов — то, как именно они проявляют активность в процессе развития и жизни организма. Чтобы выяснить это, авторы работы собрали образцы клеток сетчатки от четырех умерших жителей США. Ученые извлекли из них ядра и обработали при помощи формальдегида и микроскопических меток, способных соединяться с определенными сегментами нитей ДНК и помечающие их миниатюрными магнитными метками.

Это позволило исследователям раскрыть точную трехмерную структуру ДНК в разных типах клеток сетчатки глаза человека, а также сравнить эти сведения с тем, как устроен геном в клетках сетчатки мышей. Особенное внимание при этом анализе ученые уделяли нескольким десяткам генов, предположительно связанных с развитием глаукомы и старческой дегенерации желтого пятна глаза.

В результате выяснилось, что структура ДНК в светочувствительных клетках глаза примерно повторяет таковую у мышей. Из этого следует, что грызуны могут быть модельными животными при изучении глазных болезней, обусловленных генетически.

Ранее российские ученые выяснили, что холодная атмосфера Марса «испаряет» воду в космос.