Рыбы-докторы удивили российских биологов, став более всеядными в ходе эволюции

Рыбы вида Garra стали более всеядными в процессе эволюции. Об этом сообщает пресс-служба Российского научного фонда.

Согласно общепринятым среди биологов представлениям, в определенных условиях вид может стать зависимым от определенного вида еды и развить узкую специализацию. Обратный процесс считается почти невозможным, и именно поэтому многие редкие виды вымирают в связи с исчезновением уникальной кормовой базы.

Российские ученые исследовали рыб вида Garra, к которым относятся и рыбы-докторы (Gara rufa), применяемые на турецких и египетских курортах для борьбы с псориазом. Они распространены в пресноводных водоемах Азии и Африки. Недавно ученые обнаружили, что в реке Сор на Эфиопском нагорье живет шесть близких подвидов Garra dembeensis, и различия между ними зашли так далеко, что могут образоваться новые виды.

В связи с этим ученые исследовали строение организма, питание, а также условия, в которых обитают Garra dembeensis. Для этого исследователи отловили несколько особей всех шести вариаций, препарировали и провели изотопный анализ, который позволяет проанализировать питание организма. Он показал, что вид разделился на подвиды из-за новых форм диетической специализации.

Общий предок этих рыб соскребал и поедал водоросли, растущие на поверхности камней. Новые вариации же перешли в другие экологические ниши: хищники, всеядные или другие формы растительноядной диеты. По словам ученых, это не соответствует общепринятым представлениям о том, что конкуренция за ресурсы почти всегда ведет к развитию и усилению пищевой специализации среди близкородственных видов животных, а не приводит к их движению в обратном направлении.

Биологи планируют продолжать наблюдения, чтобы выяснить причину диетических изменений у этих рыб.

Ранее палеонтологи обнаружили самую древнюю плодоядную примитивную птицу.