Генетики из Канады «оживили» зрительный пигмент предков китов и дельфинов

Биологи из Канады выяснили, что зрение сухопутных предков китов было адаптировано к воде

Исследователи из Университета Торонто выяснили, что последний общий предок китов и дельфинов, живший на суше, уже адаптировал свое зрение к освещенности водной среды. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Предки китов были сухопутными парнокопытными. Переход к водному образу жизни потребовал от них множества приспособлений, в том числе и на молекулярном уровне. Одно из них — способность видеть при недостатке света. Для этого им было необходимо модифицировать белок родопсин, поглощающий кванты света и участвующий в возбуждении зрительного нерва.

Используя закономерности эволюционного изменения генов, ученые смогли реконструировать последовательность гена, отвечающего за синтез родопсина, у последнего общего предка китов и дельфинов. «Подсадив» этот ген клеткам в лаборатории, они смогли получить ту модификацию родопсина, которую имели вымершие сухопутные животные.

Судя по ее химическим свойствам, их глаза позволяли им достаточно быстро переключаться между разными степенями освещенности, а также неплохо ориентироваться в водной среде. Это подтверждает, что сухопутные предки китов и дельфинов были отличными ныряльщиками, тесно связанными с водой, а их особый родопсин помог им впоследствии перейти к полностью водному образу жизни.