Российские биологи придумали, как продлить жизнь с помощью питания

Даже небольшое ограничение калорийности питания позволяет сдержать негативные последствия старения, выяснили ученые МГУ вместе с воронежскими коллегами. Об этом они рассказали в статье в журнале FEBS Journal.

Биологи из МГУ и Воронежского государственного университета решили найти способ замедлить процесс накопления поломок в митохондриях — «энергетических станциях» клеток, нарушение работы которых считается основной причиной ухудшения здоровья с возрастом. Исследователи предположили, что таким способом может стать ограничение питания. Чтобы проверить эту теорию, они разделили пожилых крыс на две группы — одну держали на ограниченном рационе, вторая же питалась без ограничений.

«Через два месяца диеты мы измерили в их органах количество «поломок» в митохондриях и оценили некоторые параметры их функционирования. Удивительно, но даже такая непродолжительная по срокам диета серьезным образом замедлила негативные процессы старения как в мозге, так в некоторых других органах, в частности почках», — рассказали ученые.

Даже небольшое ограничение количества потребляемой пищи положительным образом сказывается на работе внутренних органов, заключают исследователи. По всей видимости, это позволяет запустить в организме механизмы очищения клеток от накопившихся поврежденных компонентов и улучшить состояние всего организма.

Ранее ученые из Эдинбургского университета обнаружили два белка, связанных со старением. Один из них, липопротеин (а), влияет на риск ишемической болезни сердца, атеросклероза, тромбоза и инсульта. Второй, VCAM-1, контролирует сужение и расширение сосудов, участвует в адгезии лейкоцитов и эндотелиальных клеток, передаче сигналов, и, возможно, связан с развитием атеросклероза и ревматоидного артрита. Пока что препаратов, позволяющих контролировать их уровень, нет, но их разработка, возможно, позволит защитить здоровье и продлить жизнь.